Архипастыри Брянские и Севские

 

Архипастыри Брянские и Севские

 

Архиепископ Амвросий (Смирнов)

Смирнов

Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Степанович Смирнов) родился 4 апреля 1874 г. в семье протоиерея г. Костромы. По окончания Костромской Духовной Семинарии поступил в Московскую Духовную Академию, курс которой окончил в 1899 году со степенью кандидата Богословия и был назначен помощником инспектора Духовной Семинарии Благовещенскана-Амуре. 7 апреля 1900 г. Епископом Благовещенским и Приамурским Иннокентием (Солодчиным) пострижен в монашество, 30 апреля того же года рукоположен во иеромонаха. С 14 августа 1901 г. – помощник смотрителя Рязанского Духовного Училища. В 1904 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской Духовной Семинарии. С 1906 г. – настоятель Псковского Спасо-Мирожского монастыря.

Указом Святейшего Синода от 29 июля 1911 г. архимандрит Амвросий был назначен Епископом Михайловским, викарием Рязанской Епархии. Хиротония состоялась 31 июля 1911 г. в Александро-Невской Лавре. Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя Совета Епархиального братства Святителя Василия, Епископа Рязанского, был также председателем Епархиального Училищного Совета. 6 мая 1913 г. награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира III степени. С 26 мая 1917 г. - Епископ Елецкий, викарий Орловской Епархии. Состоял членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, заместителем Епископа Орловского Священномученика Серафима (Остроумова). 6 июля 1918 г. после обыска, произведенного в Орловском Архиерейском доме, Епископ Амвросий был арестован. С июня 1921 г. - Епископ Брянский и Севский. 23-25 июня 1921 г. осужден Орловским губревтрибуналом по обвинению в произнесении «контрреволюционных» проповедей. Приговорен к пяти годам концлагерей условно. В июле 1921 г. освобожден, осуждение было снято по амнистии. Опубликовал в «Известиях ВЦИК» заявление о признании своих ошибок и поддержке советской власти. В июне 1923 г. передал Епархиальные дела обновленцам. «Шел навстречу» изъятию Церковных ценностей и отмене поминовения Святейшего Патриарха Тихона. 14 сентября 1923 г. уволен, согласно прошению, на покой. 26 марта 1924 г. арестован в Брянске, 7 июня 1924 г. освобожден под подписку о невыезде, 16 марта 1925 г. дело прекращено. Выслан в Москву, где проживал без права выезда.

С 1925 г. Епископ Сергиевский, викарий Московской Епархии. Служил в Московском храме во имя Святителя Николая Чудотворца у Яузских ворот. 12 апреля 1925 г. Епископ Амвросий подписал акт о передаче высшей церковной власти Митрополиту Крутицкому Священномученику Петру (Полянскому). 5 июня 1926 г. арестован в Москве, 22 сентября 1926 г. осужден ОСО при коллегии ОГПУ СССР, приговорен к 3 годам ссылки. В 1926-1928 гг. в ссылке в с. Чухлома Усть-Сысольского уезда в Зырянском крае (ныне с. Чухлома Сысольского района Республики Коми). С 25 апреля 1928 г. - Епископ Дмитровский, викарий Московской Епархии. 28 ноября 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан Архиепископа. Служил в храме в честь Воскрешения Праведного Лазаря на Горбачевском кладбище. В 1931 г. вновь подвергся аресту и был приговорен к 3 годам заключения, которое отбывал в Мариинских лагерях. С 26 апреля 1934 г. - Архиепископ Пугачевский, викарий Саратовской Епархии. 14 мая 1934 г. назначен Архиепископом Муромским, викарием Нижегородской Епархии, но в 1935 году в г. Пугачеве снова был арестован. Виновным себя не признал. 19 ноября 1935 г. ОСО при НКВД приговорен к 3 годам ссылки в Красноярский край. 25 марта 1938 г. был арестован и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях «в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания». Тройкой УНКВД Красноярского края 14 апреля 1938 г. приговорен к разстрелу. Разстрелян 25 мая 1938 г. в городе Енисейске. 11 апреля 1959 г. реабилитирован Красноярским краевым судом по делу 1938 г. 9 августа 1993 г. реабилитирован Генеральной Прокуратурой РФ по делу 1926 г.

Архиепископ Агапит (Борзаковский)

Борзаковский

Архиепископ Агапит (в миру Александр Корнилович Борзаковский) родился в 1860 г. в с. Остаповка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье священника. Окончил Медицинский факультет Московского Императорского университета. Работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии. С 1909 г. состоял в братии Яблочинского Онуфриева монастыря в Седлецкой губернии (до 1917 г.), где принял постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1914 - 1917 годах - военный священник на Северном фронте близ Риги. В 1918 г. назначен настоятелем Одрина Николаевского монастыря Орловской Епархии.

12 декабря 1921 г. хиротонисан во Епископа Карачевского, викария Орловской Епархии. Назначен временно управляющим Дмитровским викариатством Московской Епархии (вероятно, после 12 декабря 1922 г. - дня ареста Священномученика Серафима (Звездинского), Епископа Дмитровского). Епископ Карачевский именвался викарием Орловской Епархии. Но поскольку Карачев с уездом относился к Брянской губернии, образованной в 1920 г., через некоторое время он вошел в состав Брянской Епархии. В анкете, составленной для регистрации Брянского Епархиального Управления в 1927 г., Епископ Агапит с 1922 г. именуется «Брянским и Карачевским». Согласно «Списку православных религиозных Общин, заявивших до 15 сентября 1924 года о добровольном признании духовной власти (окормления) Епископа Брянского и Карачевского Агапита» г. Карачев с уездом к этому времени входил в Брянскую Епархию. По другим данным, Епископ Агапит с 15 ноября 1923 г. временно управлял Брянской Епархией; с 25 мая 1924 г. - Епископ Брянский и Карачевский. Он постоянно жил в г. Карачеве. 16 сентября 1924 г., по личному распоряжению начальника Губернского секретного отдела, у Епископа Агапита была отобрана подписка «о прекращении духовного окормления Епархии впредь до регистрации». Вскоре после этого Владыка направил в Брянскую губмилицию заявление, в котором объяснял, что, получив назначение на Кафедру Брянского Епископа - и добровольно избранный церковными общинами Брянской губернии, он не регистрировался на основании разъяснения Наркомюста от 25 августа 1922 г. о том, что епархиальная организация не подлежит регистрации. По, ввиду отобрания вышеназванной подписки, Преосвященный Агапит представил необходимые для регистрации документы, в том числе список около 250 приходских общин, которые признали его своим Епископом. 8 апреля 1925 г. Владыка был вызван в Брянский ГИК и получил вторичное предупреждение не давать никаких распоряжений по Епархии до его регистрации, о чем вынужден был дать расписку. Но регистрацию он не получил и в скором времени был сослан в Тверскую губернию. В 1927 г. Епископ Агапит вернулся из ссылки во вверенную ему Брянскую Епархию. 19 мая 1927 г. в храме в честь Рождества Христова г. Брянска состоялся «Брянский Епархиальный съезд духовенства и мирян староцерковной ориентации», на котором Епископ Агапит был избран правящим Архиереем Брянской Епархии. На его имя, как «Преосвященного Брянского», поступило письмо от и. д. Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Нижегородского Сергия от 31 мая 1927 г. с сообщением об образовании при и. д. Местоблюстителя Временного Патриаршего Синода и предписанием подать заявление местной власти о регистрации Преосвященного с состоящим при нем Епархиальным Советом. 7 июня 1927 г. Преосвященный Агапит, ссылаясь на вышеуказанное письмо Митрополита Сергия, подал прошение в Отдел управления при Брянском губисполкоме о регистрации его как Епископа Брянской Епархии с назначенным им временным Советом (поскольку все члены Совета жили в Карачеве, то можно сделать вывод, что и Епископ Агапит по-прежнему жил в Карачеве). На прошении стоит виза: «По мнению ГО ОГПУ, от допущения намеченной организации необходимо воздержаться. 18/VI-27 г.». 27 июня 1927 г. Епископ Агапит вновь обращается в Брянский Отдел управления при губисполкоме с прошением сообщить о результатах ходатайства о регистрации или выдать «письменное разрешение о безпрепятственности к возобновлению деятельности по управлению Епархией». На прошении стоит виза: «В регистрации отказано. 28/VI-27 г.».

В 1927 году Епископ Агапит вновь был назначен Епископом Карачевским. Летом 1927 (?1928) года, в связи с назначением викарным Епископом Стародубским, уехал из Карачева в г. Стародуб Клинцовского округа Западной области (ныне Брянской области), где жил и служил до лета 1930 года. По другим данным, назначен Епископом Стародубским 4 июня 1930 г. За этот период времени он посещал г. Москву два раза: в 1928 и 1930 годах. Был лишен избирательных прав. В начале июля 1930 года Епископ Агапит был экстренно вызван в г. Брянск, где его задержали. В подписке о невыезде от 5 июля 1930 г. Владыка указал адрес: г. Брянск, ул. Фокина, д. 96. Через месяц он был арестован. 15 декабря 1930 г. решением особой тройки ОГПУ по Западной обл. по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР приговорен к 10 г. лишения свободы по обвинению «в организации в г. Брянске и в г. Карачеве монашеских ячеек антисоветского характера с целью подрыва советской власти». 6 января 1931 г. этапирован в Зырянский край (ныне - Республика Коми), где отбывал заключение. Освобожден досрочно, 22 ноября 1933 г. В 1933 г. был назначен Епископом Новоторжским, викарием Калининской и Кашинской Епархии. В 1934 г. возведен в сан Архиепископа с оставлением управляющим Новоторжским викариатством. 27 августа 1936 г. арестован. 20 октября 1936 г. по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР) приговорен к 5 г. ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал на ст. Щербакты Цюрюпинского района Павлодарской области Казахстана. 18 ноября 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». 25 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области по обвинению в «организации контрреволюционной группы, проведении антисоветской агитации» приговорен к разстрелу. Разстрелян 28 ноября 1937 г. в 2 часа ночи. 1989, апрель - реабилитирован Прокуратурой Павлодарской обл. (по делу 1937 г.). 1989, 5 июля - реабилитирован Прокуратурой Брянской обл. (по делу 1930 г.).

Епископ Матфей (Храмцов)

Храмцов

Епископ Матфей (в миру Михаил Храмцов) до Архиерейской хиротонии был протоиереем Кресто-Воздвиженского храма г. Чернигова. 15 февраля 1923 г. определением Собора украинских Епископов по представлению Архиепископа Черниговского и Нежинского Пахомия (Кедрова) он был назначен Епископом Глуховским и Новгород-Северским, викарием Черниговской Епархии. Его хиротонию 23 апреля того же года в Чернигове совершили Архиепископ Пахомий, Епископы Борзенский Николай и Городнянский Никифор (Богословский). Через девять дней церковная власть в Чернигове перешла в руки епископа Александра (Мигулина), назначенного образовавшимся в это время в Киеве обновленческим «всеукраинским высшим церковным управлением» (канонический Черниговский Архиепископ Пахомий был к этому времени удален с кафедры). Епископ Матфей (Храмцов) подчинился власти Александра и 1 мая того же года был направлен в Новгород-Северский для управления своим округом В сентябре 1923 г. Епископ Матфей порвал с обновленцами. В его покаянном письме Святейшему Патриарху Тихону, написанном в начале следующего года, говорилось: «Близкое знакомство мое с ними [обновленцами] ясно убедило меня, что возвещенные ими лозунги о возвращении Церкви к чистоте первохристианских времен были только красивыми словами, что не благо Церкви преследуют они, а исключительно свои греховные интриги. Пережив тяжелые дни великой душевной муки раскаяния, я в половине сентября месяца 1923 года фактически порвал с ними всякую связь, твердо решив принести искреннее публичное покаяние в содеянном грехе как пред народом и духовенством, так и пред Вашим Святейшеством и умолить Вас принять меня многогрешного в свое высокое общение. Такое свое решение я уже отчасти привел в исполнение: о своем разрыве с обновленцами и о своем намерении искать канонического общения с Вашим Святейшеством и другими Епископами, мужественно стоящими за Богоустановленный порядок Церковной власти, я публично заявил с церковной кафедры после Литургии в Новород-Северском соборном храме, а своим соработникам на ниве Христовой пастырям викариатского округа особым своим посланием. В своем тяжком грехе отступничества я исповедался своему духовнику пред Святым Евангелием и Животворящим Крестом». В октябре 1923 г. православные г. Глухова послали своего представителя к Святейшему Патриарху Тихону, прося принять их «под свое духовное водительство». Святейший Патриарх изъявил свое согласие и рекомендовал избрать кандидата во Епископы. Первоначально духовенство г. Глухова наметило кандидатом Епископа Матфея (Храмцова), «при условии, что он не принадлежит к Живой Церкви...». Несмотря на то, что присоединение Епископа Матфея к Православной Церкви осенью 1923 г. еще не произошло, он согласился на предложение православных Глуховского уезда, заявив, однако, что лишь номинально будет считать себя Глуховским Епископом. Но Святитель Тихон хиротонисал на Глуховскую кафедру Священномученика Епископа Дамаскина (Цедрика). Епископ Матфей, по принесении покаяния, был принят в лоно Русской Православной Церкви. С 1926 по 1927 годы он был Епископом Городнянским, викарием Черниговской Епархии, затем находился на покое. С 1930 года – Епископ Брянский и Севский. Скончался в г. Брянске 7-го апреля 1931 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Был погребен на кладбище в современном Володарском районе г. Брянска. В 1950-х годах кладбище ликвидировали и устроили на его месте двор жилого дома. Могилы были осквернены и разграблены.

Архиепископ Даниил (Троицкий)

Троицкий

Архиепископ Даниил (в миру Дмитрий Алексеевич Троицкий) родился 6 октября 1887 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии (ныне Серпуховского района Московской области) в семье священника. Большое влияние на Дмитрия оказывал его старший брат Владимир, будущий Священномученик Архиепископ Иларион.

По окончании Тульского Духовного Училища и, в 1909 году, Тульской Духовной Семинарии, Дмитрий Троицкий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1913 году со степенью кандидата Богословия второго разряда. Одновременно с обучением в Духовной Академии Дмитрий окончил курс Императорского Санкт-Петербургского археологического института. На протяжении всей жизни его неизменно интересовала Церковная археология: история Богослужения, древняя архитектура и иконопись. 16 августа 1913 года Дмитрий Алексеевич Троицкий был назначен преподавателем в Холмскую Духовную Семинарию. 28 сентября 1913 года Архиепископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский) постриг его в монашество с наречением имени Даниил. 30 сентября состоялось рукоположение монаха Даниила во иеродиакона, 1 октября – во иеромонаха. 26 августа 1914 года иеромонах Даниил был переведен в родную Тульскую Духовную Семинарию на должность преподавателя по кафедре Священного Писания. Через три года Господь призвал Своего избранника на новое служение. По ходатайству Священномученика Серафима (Остроумова), в то время Епископа Орловского и Севского, 28 сентября 1917 года он был назначен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря Орловской Епархии, с освобождением от учебно-духовной службы. После октябрьского большевистского переворота начались открытые гонения на Русскую Православную Церковь. В этот период иеромонах Даниил проявил стойкость в вере, призывая паству сохранять верность Святой Церкви, несмотря ни на какие репрессии. В 1918 году иеромонах Даниил за отлично-усердное служение был возведен в сан архимандрита.

30 апреля, в Великую Субботу, архимандрит Даниил был хиротонисан во Епископа Елецкого, викария Орловской Епархии. Однако безбожные власти опасались пламенной веры и мужества Владыки. В связи с проведением разследования по несправедливому обвинению в краже монастырского имущества, он был вынужден жить в Болховском Троицком монастыре, и к 14 сентября 1921 года упоминается уже как Епископ Болховский, викарий Орловской Епархии. 2 ноября 1921 года Владыка был арестован и заключен в Болховскую тюрьму. Через пять месяцев был освобожден под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов. 17 мая 1922 года, ввиду ареста Епископа Серафима, духовенство Орловской Епархии обратилось к Епископу Даниилу с прошением принять управление Епархией. Первым испытанием на новом поприще стала непримиримая борьба с обновленчеством. 28 октября 1922 года Владыка Даниил был вновь арестован, заключен в Орловскую тюрьму, и вскоре был приговорен к высылке в город Хиву на два года. Во время пребывания в ссылке в Средней Азии, 31 мая 1923 года, Владыка Даниил участвовал в архиерейской хиротонии Священноисповедника Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). В апреле 1926 года, уже пребывая в Москве, Епископ Даниил поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, осудив раскольническую деятельность временного высшего церковного совета. В том же месяце Епископ Даниил был заключен в московскую Бутырскую тюрьму. В сентябре 1926 года – осужден и выслан в город Кинешму Костромской губернии. В 1928 году Епископа Даниила освободили из Кинешемской ссылки, с запрещением проживать в шести главных городах СССР. Он был назначен Епископом Рославльским, викарием Смоленской Епархии, в апреле 1930 года переведен на Орловскую кафедру.

7 апреля 1931 года умер Епископ Брянский и Севский Матфей (Храмцев), и 12 мая Преосвященный Даниил назначен на Брянскую кафедру. Он жил вблизи закрытого к тому времени Брянского Петро-Павловского монастыря, и по его благословению, во избежание поругания от безбожных властей, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Благодаря этому Святыня была сохранена, и в 1995 году Святые мощи были вновь обретены. 3 января 1934 года, к Празднику Рождества Христова, «в воздаяние усердного служения Церкви Божией» Владыка Даниил был возведен в сан Архиепископа. В это время он тяжело болел. Утром в день кончины он сообщил близким: «Ко мне приходили юноши и сказали: придем еще раз, будь готов». Его соборовали и причастили Святых Таин. В 4 часа дня Владыка просил дать ему в руку зажженную свечу и сказал: «За мной пришли». С этими словами он тихо отошел ко Господу. Это было 17 марта 1934 года.

Архиепископ Даниил был погребен на небольшом кладбище в Володарском районе Брянска. В 1950-х годах кладбище было ликвидировано, на его месте устроили двор жилого дома. Могилы были осквернены и разграблены. Перезахоронить останки Архипастыря никто в то время не решился. Память Архиепископа Даниила неизменно почитается на Брянской Земле. В настоящее время готовятся материалы к его канонизации.

Архиепископ Иоасаф (Шишковский-Дрылевский)

Архиепископ Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) родился 19 марта 1888 г. (по другим источникам в 1886 году). В 1913 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата Богословия и назначен помощником инспектора той же Академии.

2 мая 1921 г. хиротонисан во Епископа Кашинского, викария Тверской Епархии. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. Был членом т.н. «разбойничьего» обновленческого поместного собора 1922 года. Был участником 2-го обновленческого т. н. «всероссийского поместного священного собора» 1923 г. В 1923 году принес покаяние и, как поставленный Архиереями старого поставления, принят в сущем сане. Покаяние принес Святейшему Патриарху Тихону. С 9 октября 1923 г. – Епископ Мало-Ярославецкий, викарий Калужской Епархии. В 1927 году упоминается Епископом Могилевским. 22 августа 1928 г. уволен на покой за невыезд по назначению. С 13 сентября 1928 г. назначен Епископом Спировским, от назначения отказался. С 25 сентября 1928 г. по 1930 г. – Епископ Сызранский. С 3 апреля 1930 г. – Епископ Серпуховской, викарий Московской Епархии. С 22 ноября 1933 г. - Епископ Можайский. С 23 марта 1934 г. – Епископ Брянский и Севский. В 1935 г. возведен в сан Архиепископа. Скончался 15 декабря 1935 г. в Донецком монастыре, там же и погребен. По воспоминаниям старожилов, скончался в Брянске, был погребен на кладбище в современном Володарском районе г. Брянска, рядом с могилами Епископа Матфея (Храмцова) и Архиепископа Даниила (Троицкого). В 1950-х годах кладбище было ликвидировано, на его месте устроили двор жилого дома. Могилы были осквернены и разграблены. Архиепископ Иоасаф известен как духовный композитор.

Епископ Ювеналий (Машковский)

Епископ Ювеналий (в миру Виктор Константинович Машковский) родился 15 ноября 1883 г. в дер. Рожновка Курской губернии. Окончил лицей имени Цесаревича Николая. В 1906 г. поступил в Московскую Духовную Академию, пострижен в монашество. 3 июня 1909 г. рукоположен во иеродиакона. 8 августа того же года рукоположен во иеромонаха. Окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата Богословия. С 29 марта 1910 г. – преподаватель Курской Духовной Семинарии, с 30 сентября 1910 г. – инспектор Полтавской Духовной Семинарии, с 9 ноября 1912 г. – ректор Тверской Духовной Семинарии в сане архимандрита. С 1913 г. – настоятель посольского храма в Константинополе, с 1916 г. – настоятель посольского храма в Афинах. После 1917 г. – приписан к Александро-Невской Лавре; назначен настоятелем Отенского монастыря Олонецкой Епархии.

12 апреля 1920 г. хиротонисан во Епископа Павловского, викария Нижегородской Епархии. С августа 1922 г. – Епископ Ардатовский. В конце 1922 г. уклонился в обновленческий раскол и был назначен обновленческим епископом Елисаветградским, викарием Одесской епархии. С 1926 г. – обновленческий митрополит Одесский. В 1928-1929 гг. – обновленческий митрополит Киевский. В 1930 г. ушел на покой. 9 мая 1935 г. принес покаяние, принят в лоно Русской Православной Церкви в сане Епископа и назначен Епископом Владимирским и Суздальским. 21 февраля 1936 г. назначен Епископом Брянским. Начал готовиться к переезду в Брянск, переписываться с Брянским духовенством, но 26 апреля 1936 г. был арестован в г. Владимире. Обвинялся, в частности, в том, что добивался ликвидации обновленчества на Украине, возглавлял нелегальную Духовную Академию, организованную при кафедре Владимирского Архиерея с целью создания «антисоветских» кадров; устраивал «антисоветские сборища церковников». 1936, 21 сентября – ОС при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ. В то время, когда Епископ Ювеналий находился в заключении, он был назначен Епископом Вологодским.

Святитель-Исповедник Афанасий (Сахаров) в автобиографии «Этапы и даты моей жизни» пишет: «Апрель–сентябрь 1936 г. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская внутренняя и пересылочная. Этап. Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), Епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), Архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую Епархию, и первая и единственная служба его на этой Епархии был молебен в Вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя Архиереями» (Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, Епископа Ковровского. М., ПСТБИ. 2000. С.23). 12 апреля 1941 г. умер в лазарете Ветлосан Ухтижемлага (Коми АССР). 21 марта 1989 г. реабилитирован Прокуратурой Владимирской области.

Митрополит Иоанн (Соколов)

Соколов

Митрополит Иоанн (в миру Иван Александрович Соколов) родился 1 января 1877 г. в г. Дмитров Московской губернии в семье диакона. Его отец умер за 4 месяца до его рождения, в 10 летнем возрасте Иоанн лишился матери. Обучался в Духовном Училище Перервинского монастыря, затем поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1897 г.; был определен старшим учителем в Духовной школе при Николо-Угрешском монастыре. В 1901 году женился и был рукоположен во пресвитера; преподавал Закон Божий в гимназиях. В 1912 г. окончил за четыре года Московский Археологический институт и защитил диссертацию «Об особенностях Богослужебных чинов Русской Церкви до XVII века по крюковым и нотным книгам». В 1915 г. овдовел; после 1917 г. был членом комиссии по охране памятников старины. В 1919 г. — настоятель храма и благочинный 2-го отделения Никитского сорока Москвы, возведен в сан протоиерея.

В 1928 г. принял монашеский постриг; 29 сентября того же года хиротонисан во Епископа Орехово-Зуевского, викария Московской Епархии. С 25 сентября 1929 г. – Епископ Кимрский, викарий Калининской Епархии. С 17 марта 1931 г. – Епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской Епархии. С 14 мая 1934 г. – Епископ Подольский, викарий Московской Епархии. С 4 сентября 1934 г. – Епископ Егорьевский, викарий Московской Епархии. С января 1936 г. – Епископ Волоколамский, викарий Московской Епархии. В этом же году занимал кафедры в Брянске и в Вологде. С 23 мая 1937 г. — Епископ Архангельский. 21 января 1938 г. возведен в сан Архиепископа. В этом же году вынужден был оставить Архиерейское служение. В начале Великой Отечественной войны Преосвященный Иоанн оказался в Ульяновске (Симбирске), возле главы Русской Церкви — Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия. В ноябре 1941 г. он вступил в управление Ульяновской (Симбирской) Епархией, с 1 августа 1942 г. назначен Архиепископом Ярославским и Ростовским. 8 сентября 1943 г. участвовал в Соборе Епископов, избравшем Митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.

12 февраля 1944 г. возведен в сан Митрополита и назначен Митрополитом Киевским и Галицким, Экзархом Украины. В послевоенные годы ему пришлось много потрудиться над умиротворением верующего народа и устроением Церковной жизни на Украине после раскольнических действий епископа Поликарпа и других самозванцев, получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов. 25 февраля 1949 года награжден правом ношения двух панагий вне пределов Экзархата.

30 марта 1964 года уволен на покой по болезни. Скончался 29 марта 1968 года в с. Святошино Киевской области. Отпевание было совершено 31 марта во Владимирском соборе Киева Митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) в сослужении Митрополита Таллинского Алексия (Ридигера) и некоторых Архиереев Украинского Экзархата.

Погребен на Байковом кладбище Киева. Один из ближайших сподвижников Святейших Патриархов Сергия и Алексия I.

Архиепископ Модест (Никитин)

Архиепископ Модест (в миру Тихон Николаевич Никитин), родился 12 августа 1867 года в г. Воронеже. В 1889 г. окончил Воронежскую Духовную Семинарию. В 1891 г. рукоположен во священника. В 1903 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата Богословия. С 1904 г. - законоучитель Феодосийского учительского института. В том же году перемещен священником Тихвино-Онуфриевского храма г. Воронежа. В 1907 г. пострижен в монашество в Чудовом монастыре Московского Кремля. С 1908 г. - настоятель Московского Знаменского монастыря, благочинный епархиальных Московских монастырей мужских и женских и наблюдатель Церковно-приходских школ в сане архимандрита.

4 августа 1913 года хиротонисан во Епископа Верейского, викария Московской Епархии. Одновременно был настоятелем Московского Покровского монастыря, заведующим Московскими пастырскими курсами, председателем Московского Миссионерского Общества и председателем Комитета по устройству лагерей для раненых. С начала 1917 г. - Епископ Усть-Медведский и Хоперский (Донская область). С 9 октября 1917 г. - Епископ Севастопольский. 11 декабря 1917 г. уволен на покой по болезни с назначением ему местожительства в Белгородском монастыре Воронежской Епархии. В 1922 г. уклонился в обновленчество. С конца 1922 г. по 1931 г. был в обновленческом расколе, где в сане архиепископа занимал кафедры: Сталинградскую, Тверскую, Новочеркасскую, Ростовскую на Дону, Верхне-Донскую, Севастопольскую, Астраханскую, Шахтинскую, затем в сане митрополита Саратовскую и Покровскую.

3 июня 1931 г. принес покаяние, принят в сане Епископа. 5 октября 1931 г. назначен Епископом Уральским. 27 декабря 1932 г. уволен на покой, исполнял обязанности священника Московской Епархии. С 11 августа 1933 г. - Епископ Вяземский. 17 марта 1936 г. возведен в сан Архиепископа. В ноябре 1936 г. - Архиепископ Смоленский и Вяземский. Одновременно управлял Минской и Брянской Епархиями. 29 октября 1937 г. арестован Вяземским РО УНКВД. 20 ноября 1937 г. Тройкой УНКВД Смоленской области по ст. 58-10,11 приговорен к разстрелу. Разстрелян 2 декабря 1937 г. 28 сентября 1957 г. реабилитирован Смоленским областным судом.

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»