Архипастыри Московские и Калужские


Архипастыри Московские и Калужские


Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский)

Архиепископ Амвросий (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) родился 17 октября 1708 года в г. Нежине. С 1720 по 1728 год пребывал в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование во Львовской Духовной академии. С 1733 года – слушатель Богословия в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую Семинарию. С 1742 года - префект Семинарии. С 5 апреля 1748 года (по другим данным – с 1743 года) – архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода.

17 ноября 1753 года хиротонисан во Епископа Переяславского и Дмитровского. С 1761 года – Епископ Сарский и Подонский, в 1764 году возведен в сан Архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен Архиепископом Московским. 16 сентября 1771 года Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В этот период Москва была поражена эпидемией чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному Донскому образу Божией Матери и оставляли много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, Архиепископ Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону намеревался временно убрать. Его действия были поняты превратно, ему приписали желание ограбить кассу. Разъяренная толпа с криками направилась в Донской монастырь, были взломаны монастырские ворота, почтенного старца вывели к народу и безчеловечно убили. Погребен в малом соборе Донского монастыря.

Архиепископ Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря имело своей целью возстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были возстановлены кремлевские храмы: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря Архиепископ Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский и занимался, главным образом, переводами.

Митрополит Самуил (Миславский)

Митрополит Самуил (в миру Симеон Григорьевич Миславский) родился 24 мая 1731 г. в с. Полошки Глуховского полка в семье священника. В 1742 г. поступил в Киевскую академию. 12 апреля 1754 г. пострижен в монашество, 25 ноября рукоположен во иеродиакона. По окончании академии оставлен преподавателем. 6 января 1756 г. рукоположен во иеромонаха, 7 ноября 1757 г. назначен префектом Киевской академии и преподавателем философии. С 1 сентября 1759 г. исполнял обязанности ректора Киевской академии, 16 января 1761 г. возведен в сан архимандрита Киево-Братского монастыря и назначен членом консистории, 12 августа 1768 г. переведен в Киевский Пустынно-Николаевский монастырь.

28 декабря 1768 г. хиротонисан во Епископа Белгородского и Обоянского. В 1769 г. он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при Епископе Самуиле и «прибавочные» классы коллегиума. Особое значение Преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свои средства двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовки к преподаванию его в коллегиуме. Французский язык преподавал в коллегиуме преподавательфранцуз. С ним был заключен договор, и он готовил нескольких способных студентов в преподаватели французского языка. Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствовавшему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским. С изменением и усовершенствованием учебного процесса Епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находившегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот, он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные. Уделяя главное внимание коллегиуму, Преосвященный Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых Епископом Петром (Смеличем), но ко времени служения Преосвященного Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства, Епископ Самуил разрешил вновь открыть эти подготовительные школы и не только в прежних, но и в других местах. Причем он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское. Однако, несмотря на существование в Епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедывали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало Архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При Епископе Самуиле была расширена Архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т.е. выборное начало в приходах стало терять свою силу. В то же время Епископ Самуил всегда был близок к духовенству, особенно к бедным духовного звания. Его деятельность коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество, он своим указом от 24 апреля 1769 г. запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, способных и достойных к исполнению порученного дела. Вторым указом Епископ Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал Архипастырь показное лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за недоразумения между двумя монастырями был запрещен Крестный ход с иконой Божией Матери Знамение, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, Преосвященный Самуил обратился в 1770 г. в Святейший Синод с прошением возобновить совершение Крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и Крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 г.

24 сентября 1771 г. Епископ Самуил переведен на Крутицкую кафедру и назначен присутствующим Синодальной конторы. В сане Епископа Крутицкого и Можайского с 16 сентября 1771 г. по 20 января 1775 г. управлял Московской Епархией. С 17 февраля 1775 г. - член Святейшего Синода, в том же году 17 июля награжден алмазной панагией. С 17 марта 1776 г. – Епископ Ростовский и Ярославский, 22 сентября 1777 г. возведен в сан Архиепископа, 22 сентября 1783 г. возведен в сан Митрополита Киевского, с 10 апреля 1786 г. стал именоваться и архимандритом Киево-Печерской Лавры. Скончался 5 января 1796 г. Погребен в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.

О Митрополите Самуиле можно сказать, что это всесторонне образованный Богослов, искусный и тонкий диалектик, образцовый проповедник, замечательный лингвист, свободно изъяснявшийся на латинском, польском и французском языках и излагавший свои мысли на немецком и греческом языках; гуманный, правдивый, отзывчивый на все доброе, твердый, смело и настойчиво проводивший намеченные им цели. Со знанием дела он исполнял свои Архипастырские обязанности, стремился завести лучшие порядки в Епархиях, которыми управлял, возвысить их благоустройство. Заботился о просвещении духовенства и о повышении его нравственного уровня. Памятником его забот о духовенстве служили основанные им в 1776 г. Духовные Училища в Ростове и Угличе и начатое строение для Семинарии. Он учредил должность благочинных, составил для них инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил храмы Богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов. Митрополит Самуил много потрудился и на миссионерском поприще. Им было обращено в Православие более 2-х миллионов жителей Волыни и Подолии. Преосвященный Самуил вел праведную жизнь. За ученые труды был избран членом Российской Академии наук.

Митрополит Платон (Левшин)

Митрополит Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин) родился 29 июня 1737 г. в с. Чашникове, Московской губернии в семье причетника, впоследствии священника. Образование получил сначала в Коломенской Семинарии, потом переведен в Славяно-Греко-Латинскую Академию. По академическому обычаю, на Петра Левшина была возложена обязанность толковать Катехизис по Воскресным дням. За эти толкования его называли «вторым Златоустом» и «московским апостолом». На собеседования сходилось множество народа, некоторые с детьми. В 1757 г., по окончании Академии, назначен в ней учителем пиитики и греческого языка. В 1758 г. приглашен настоятелем Троице-Сергиевой Лавры в Троицкую Семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 г. пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона, 22 июля 1759 г. рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой Семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры. С 1761 г. - ректор Семинарии, с 1762 г. (или с 1763 г.) - придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 г. - наместник Троице-Сергиевой Лавры, 16 июля 1766 г. возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, назначен членом Святейшего Синода.

10 октября 1770 г. хиротонисан во Епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан Архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. 21 января 1775 г. назначен Архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. С 15 ноября 1775 г. - директор Славяно-Греко-Латинской Академии.

29 июня 1787 г. возведен в сан Митрополита Московского и Коломенского.

Наведением порядка в Епархиях Митрополит Платон занимался со свойственной ему энергией. Он обращал особое внимание на Духовные школы и обители. Испросил увеличения средств Тверской Семинарии с 800 руб. в год до двух тысяч, благодаря чему увеличилось количество учащихся. Высоко поставил Московскую Духовную Академию, построил при ней общежитие и довел число учеников с 250-300 человек до тысячи. Устроил малые школы при монастырях на монастырские средства. Заботился о развитии в питомцах духа истинной церковности, выдвигал даровитейших на служение Церкви. Сонм его учеников-иерархов очень велик, а учеными и добропорядочными священниками он наполнил чуть ли не всю Москву и даже ее окрестности. Сам строгий инок, всей душой преданный монашеству, он много обителей устроил и благоукрасил, и воскресил в них дух истинного монашества, призвав для этого учеников Преподобного Паисия Величковского. Из обновленных и воодушевленных им к подвижничеству обителей особенно замечательны Пешношская и Оптинская.

Митрополит Платон с детства был глубоким и благоговейным почитателем Преподобного Сергия. Он составил ему Акафист и в течение всей своей жизни усиленно заботился о благолепии и благосостоянии Лавры. Кроме того, он основал и благоукрасил Спасо-Вифанский монастырь в окрестностях Лавры, в 1779 г. возобновил Николаевскую Берлюковскую пустынь; в 1808 г. построил храм во Имя Святой Троицы в Троицком Стефано-Махрищском монастыре Владимирской губернии и т. д. Возобновил архиерейские палаты в Москве, разрушенные и разграбленные во время «чумного мятежа» в 1771 г.

Большой заслугой Митрополита Платона (тогда еще Архиепископа), вскоре после назначения его на Московскую кафедру, было уничтожение “безчестного крестца” у Спасских ворот, где собирались отрешенные от мест, а иные и запрещенные или состоявшие под судом “бродяги-попы”. За самую малую цену (5-10 коп.) нанимались они служить обедни. «Делало это нестерпимый соблазн, но Бог помог Архиепископу все сие перевести, так что сего и следа не осталось, хотя оно продолжалось, может быть, через несколько сот лет и хотя прежние Архиереи о том же старались, но не успели». И мало того, что не успели, но всего несколько лет назад попытка Архиепископа Амвросия уничтожить этот крестец была одной из причин, приведших к мятежу и его убийству; так что кроме всего прочего, для этого дела требовалось и немалое мужество. Митрополит Платон уменьшил число домовых храмов и соединил приходы, чтобы они могли безбедно содержать священников. “Не много уважал” он и принятые тогда выборы прихожанами священно- и церковнослужители, которые часто вели к злоупотреблениям. Сначала многие были этим недовольны, но потом увидели, что священники им назначаются хорошие и гораздо лучше выбранных ими, и перестали роптать. Как писал сам Святитель Платон, “в производстве дел он не взирал ни на сильные лица, ни на просьбы, ни на слезы, коли то находил со справедливостью законною несообразным и с расстройством общего порядка паствы”. Когда полагал нужным, не считался он и с тем, что мог навлечь на себя царское неудовольствие. Преосвященный Платон протестовал против награждения духовенства светскими орденами.

В 1805 или 1806 г. с ним произошел удар, от которого Митрополит уже не возстановился. Силы его слабели, управление делами он постепенно передавал викарию, Епископу Августину. 13 июня 1811 г., в связи с тяжелой болезнью, был уволен от епархиальных дел до выздоровления. Но после этого (уже в самом конце своей жизни) Митрополиту Платону пришлось перенести страшное душевное потрясение – нашествие Наполеона, взятие и пожар Москвы. Когда столица начала пустеть, улицы ее были наполнены только отъезжавшими из нее или обозами с военными снарядами и ранеными, тогда из Вифании прибыл Митрополит Платон в последний раз взглянуть на любезную ему Москву. Говорят, что он хотел ехать на Бородинское поле или Поклонную гору и благословением своим воодушевить воинство к битве за Москву. Приехав в Чудов монастырь 28 августа, он сел в кресло на входном крыльце и долго со слезами смотрел на Кремль, как будто прощаясь с ним и как будто предчувствуя свою вечную с ним разлуку и его жребий. 1 сентября Митрополит Платон возвратился из Москвы в Вифанию, а 2-го французы заняли столицу. Но после этого Митрополит никак не хотел оставлять Вифанию, и только когда неприятель стал появляться в ближних селениях, принуждаемый окружающими, выехал в Махрищи.

Скончался Митрополит Платон 11 ноября 1812 г. и был погребен в Преображенском храме созданного им Спасо-Вифанского монастыря. В настоящее время нетленные честные останки Святителя почивают в храме в честь Сошествия Святого Духа Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

Митрополит Платон был одним из величайших русских Святителей XVIII в. и плодовитейшим духовным писателем своего времени. Он не только писал и проповедывал, но и других побуждал к тому же. Умный и образованный, обладавший редким умением отличать и выдвигать талантливых людей, он любил храм и Богослужение, дорожил церковной стариной и заботился о сохранении ее. Глубокая чувствительность души его проявлялась при Богослужении, почти всякий раз при чтении Символа веры и молитвы Господней он заливался слезами от душевного умиления. К Божественной Трапезе всегда приступал со слезами. Отличительными свойствами его благородной души были: благодарность, прямодушие и чистосердечие. Память его благоговейно чтится из рода в род, а совершающиеся по временам знамения милости Божией, исцеления у гроба его служат несомненным вестником того, что за гробом почивший обрел себе блаженную часть спасаемых. Святитель имеет особую благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни.

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»