Брянская Епископская кафедра

 

Брянская Епископская кафедра

 

Город Брянск, известный в древних летописях под названием Дебрянск, расположен на правом, холмистом берегу реки Десны, которая, получив свое начало в Смоленской губернии, близ города Ельни, уже в этом месте была судоходной рекою. В XII веке Брянск находился во владении Северских князей и получал от них посадников; со времени же татаро-монгольского нашествия и разорения Батыем Чернигова, он стал княжеской резиденцией и приобрел первенствующее значение в обширном уделе князя Святослава Ярославича. По смерти Черниговского князя Святого Михаила Всеволодовича, замученного в Орде, сын его, Благоверный князь Роман Михайлович, не желал оставаться в опустошенном Чернигове и со всем своим двором, боярами и дружиной поселился в городе Брянске, которого не коснулась всесокрушительная рука Батыя, и окрестности которого представляли зажиточное и довольно густое население. По соседству с Брянском разместились и младшие братья князя Романа: Мстислав – в Карачеве, Симеон – в Глухове, Юрий – в Тарусе. Черниговский Епископ Порфирий II был взят татарами в плен и отведен в Глухов, где впоследствии татары дали ему свободу и «позволили идти, куда он хочет». Оставалось и Епископу Порфирию последовать за паствой и искать убежища в Брянске. Где жил князь, там естественно было поселиться и Епископу, чтобы княжеская и духовная власть, взаимно поддерживая одна другую, могли успешнее содействовать пользе государства и Церкви как в мирное время, так и в тяжкие годы испытаний. И местное предание подтверждает такое предположение, вполне согласное с обстоятельствами Брянского княжества и Черниговской Епископской Кафедры. Так, когда в 1288 году, по просьбе Святого князя Романа Михайловича, доставлена была из Киева в Брянск чудотворная икона Божией Матери Печерская, то в числе лиц, вышедших с князем на сретение чудотворного образа, указывается и Епископ; только Епископ смог снять с древа икону Божией Матери; Епископ участвовал с князем в основании Свенского Успенского монастыря, поделил дуб, на котором явилась чудотворная икона, на мелкие части и роздал их на благословение присутствовавшим, из которых «многие от того, – сообщает предание, – получили исцеление». В 1283 году, после смерти Киевского Митрополита Кирилла II, на Русь из Византии прибыл новый Митрополит-грек, Святитель Максим. В 1299 году Святитель Максим, накануне перемещения Митрополии из Киева во Владимир, жил некоторое время в Брянске со всем своим клиром. «Пресвященный Максим, Митрополит Киевский и всея Руси, не терпя насилия от татар в Киеве, поиде из Киева, и весь Киев разыдеся; а Митрополит иде из Киева к Брянску, а от Брянска иде в Суздальскую землю, и тако пришед с крылосом и со всем житием своим и сяде в Володимери, и в Суздале, и в Новегороде в Нижнем...», – повествует летопись.

Летописи сохранили свидетельство о пребывании в Брянске Святителя Петра. В 1332 году из Владимира Волынского через Брянск возвращался в Новгород Архиепископ Новгородский Василий, преследуемый литовцами и Киевским князем Феодором. Примирившись с князем под Черниговом, «Архиепископ Новогородцкий Василей с посадники оттуду идоша к Брянску, и от Бряньска приидоша к Торъжку, месяца Ноября 3 день».

В 1341 году Брянский Епископ венчал в городе князя Московского Иоанна Иоанновича с дочерью Брянского князя Димитрия Феодосией. Никоновская летопись повествует: «...князь Иван Иванович, внук Данилов, женися у князя у Дмитриа у Брянскаго».

Святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси, учредил в Брянске Епископскую кафедру, что последовало одновременно с назначением на нее Епископа Нафанаила, который в летописях именуется уже Дебрянским или Брянским: «Поставлении же его (Святителя Алексия) Епископи сии суть: Игнатей Епископ Ростовский... Нафанаил Епископ Брянский...». Но о времени посвящения Нафанаила в сан Епископа сведений в летописях не сохранилось. Архиепископ Черниговский Филарет полагает посвящение Епископа Нафанаила Брянского между 1356-1360 годами, когда город Брянск перешел под власть Литвы и из-за Брянской Епархии происходил спор между Святым Митрополитом Алексием и его соперником Романом.

После кончины Епископа Нафанаила, Святитель Алексий рукоположил на Брянскую кафедру Григория (упом. в 1377), именуемого в летописях Архиепископом Черниговским: этот титул был усвоен ему Патриархом Константинопольским, из уважения к древней Черниговской кафедре, перенесенной в Брянск. Это же обстоятельство послужило поводом к титулованию и преемников Преосвященнейшего Григория «Черниговскими и Брянскими», хотя все они имели постоянное пребывание в Брянске и только изредка, по долгу Архипастырскому и обстоятельствам времени, навещали древний Чернигов.

В бытность Архиепископа Григория на Брянской кафедре, Литовский князь Ольгерд искал возможность для отделения Епархии от Митрополита Московского и жаловался Патриарху на Святителя Алексия, будто он не посещает Литовских Епископий. Патриарх, уступив настойчивому требованию Ольгерда и просьбам юго-западных князей, посвятил в сан Митрополита Киевского и Литовского Киприана, родом серба; но с тем условием, чтобы он, по смерти Святителя Алексия, остался Митрополитом всей России. Это было в 1376 году, за два года до блаженной кончины Святителя Алексия. Брянская Епархия, по всей вероятности, оставалась в ведении Московского, а не Литовского Митрополита: иначе и преемник Епископа Григория не мог бы быть рукоположен на Брянскую Епархию Митрополитом Пименом и не сопровождал бы его до реки Дон во время путешествия в Царьград.

В 1380 году Преподобный Сергий Радонежский, по просьбе Благоверного князя Димитрия Донского, благословил на участие в битве с татаро-монголами братий своей обители – схимонахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Преподобномученик Александр Пересвет, который ранее был боярином Брянским, поразил татарского богатыря Челубея и сам погиб в этом поединке. Преподобномученик Андрей Ослябя по одним источникам был боярином Любецким, по другим – тоже Брянским. В Куликовской битве сражались трое Брянских князей из разных родов: князь Глеб Иванович Брянский, князь Димитрий Брянский и потомок Благоверного князя Романа Михайловича князь Роман II Михайлович.

После Преосвященного Григория Черниговской и Брянской Епархией управлял Епископ Исаакий, подобно своему предшественнику получивший титул Архиепископа. В июле 1401 года Преосвященный Исаакий присутствовал на Московском Соборе и в списке Русских Святителей занимал место выше Ростовского Архиепископа.

Время кончины Брянского Владыки Исаакия – неизвестно; но после него Брянская кафедра оставалась некоторое время праздной, причиной были церковные нестроения в Русской Митрополии.

В период между 1460 и 1482 годами, а также с 1483 по 1485 годы в Брянске Епархией управлял Епископ Феодор Святый, упоминаемый в Любецком синодике как Феофан, уехавший от преследований литовцев в Москву и назначенный на Суздальскую кафедру.

Последующими Брянскими Епископами были: Нектарий, известный только по памятникам Западной России (до 1499 г.), и Иона, называемый в тех же актах «нареченным Владыкою Черниговским и Брянским». Но так как в Любецком синодике Иона поминался между Черниговскими Епископами и в Русском Временнике называется «Брянским Владыкою», то, следовательно, он не только был избран на место Нектария, но и посвящен. При Преосвященном Ионе Брянская Епископская кафедра была упразднена.

Первые обстоятельные сведения о Брянских храмах встречаются в писцовых книгах 1626-1629 годов; но едва ли можно сомневаться в том, что это были храмы, возникшие еще в период удельного княжения и Епископской кафедры в Брянске.

Захват Брянска Литвой не только не благоприятствовал возникновению в нем новых храмов, но, по сказанию летописца, сопровождался даже «опустением города», когда, следовательно, некоторые и из существовавших уже храмов могли упраздниться. То же можно сказать и о первом столетии, протекшем для Брянска под державой Московских государей, когда Литва оспаривала у Москвы владычество над Брянском и не раз опустошала его с окрестностями, из которых люди должны были спасться в лесах «душею и телом».

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»