Орловская и Севская Епархия

 

Орловская и Севская Епархия

 

Орловская и Севская Епархия была образована из Севского викариатства Московской и Калужской Епархии со значительным изменением его пределов. Событие это, находившееся в связи с общим «учреждением о губерниях Российской империи», совершилось 6 мая 1788 года при следующих обстоятельствах. В именном указе императрицы Екатерины II Святейшему Правительствующему Синоду было написано: «Приводя разделение Епархий по возможности в сообразность с настоящим разделением губерний, повелеваем... Севскому Епископу, именуясь Орловским и Севским, быть отныне местным, имея в Епархии своей все монастыри и церкви Орловскаго наместничества, пребывание же его остаться должно в прежнем Архиерейском доме в Севске...». Согласно указу Святейшего Синода, не только храма, но и части территории прихода не должно было быть в Орловской и Севской Епархии из другой губернии; переводились в другие Епархии монастыри с монашествующими; учащиеся Севской Семинарии переводились в Семинарии тех Епархий, где будут служить их отцы. Духовная Консистория, оставшаяся до времени в Севске, была переименована в Орловскую и Севскую; сообразно реорганизации, были переданы по принадлежности архивные дела из Духовных Правлений, метрические книги и исповедные росписи.

В пределах Епархии было 824 храма: из прежней Севской Епархии 506; из Воронежской 196; из Крутицкой 68. Севская Епархия более года оставалась без Архипастыря, находясь в это время под непосредственным управлением Митрополита Платона (Левшина), мудрого, но отдаленного по месту жительства.

9 июня 1788 года во Епископа Орловского и Севского был хиротонисан архимандрит Аполлос (Байбаков, 1788-1798). Он был одним из ученейших иерархов своего времени, обладал высоким Богословским образованием, особенно заботился о развитии в среде священнослужителей церковного проповедничества; дорожил учеными людьми. При нем студенты Богословия посвящались в стихарь и допускались к произнесению проповедей. За неуспехи в науках ученики штрафовались, за плохое поведение исключались.

Епископ Досифей (Ильин, 1779-1817) был переведен на Орловскую Кафедру из Епископов Старорусских. Он был ближайшим и непосредственным сотрудником Епископа Амвросия при учреждении Севской Семинарии, ее первым учителем, префектом и ректором. При нем Семинария достигла своего высшего научного развития. Он потребовал от преподавателей составить и представить на утверждение ректору конспекты лекций. Обучение проводилось в следующих классах: Богословском, Философском, Риторическом, Пиитическом, Синтаксическом, Элементарном. Для экстраординарных предметов существовало шесть классов: историко-географический, физический, медицинский, греческий, немецкий и французский. Также экстраординарно преподавались: изъяснение Священного Писания, толкование Катехизиса, изъяснение Апостольских Деяний, изъяснение нравственных истин.

Ученики обучались простому нотному пению. Семинарский хор особенно процветал при Преосвященном Досифее под «смотрением» подвижника благочестия, известного композитора протоиерея Петра Ивановича Турчанинова. При Семинарии находилась Русская Духовная Школа, имевшая два отделения.

С 1802 по 1804 год ректором Семинарии был архимандрит Брянского Свенского монастыря Филарет (Амфитеатров), впоследствии Митрополит Киевский, ныне прославленный в лике Святых.

17 декабря 1803 года последовал указ Святейшего Синода о перемещении Кафедры и Семинарии из Севска в Орел.

Епископ Досифей не желал перевода и в 1807 году добился разрешения Орловскому Преосвященному оставаться в Севске. В 1817 году он был уволен на покой с настоятельством в Трубчевском Чолнском монастыре, где скончался в 1827 году.

22 июля 1817 года во Епископа Орловского и Севского был хиротонисан Иона (Павинский, 1817-1821). В бытность придворным священником в Копенгагене, он стал известен Государю Императору Александру I, который в сентябре 1817 года посетил Орел и разрешил перемещение в него Архиерейской кафедры. Епископ Иона обратился по этому поводу в Святейший Синод, описывая неудобство управления Епархией из уездного города, находящегося на ее окраине, неудовлетворительное состояние Архиерейского дома и Духовной Семинарии. 15 мая 1818 года Святейший Синод определил: Успенский Орловский монастырь обратить в Архиерейский дом; штат его перевести в Мценский Петро-Павловский монастырь; нынешний Архиерейский дом сделать загородным; устроить здание для перевода в Орел Семинарии; Семинарию в Севске обратить в приходское уездное училище; Духовную Консисторию перевести из Севска в Орел, Орловское Духовное Правление упразднить и учредить таковое в Севске.

До окончания строительства в Орле Павловского Кафедрального Собора, заложенного в 1797 году, и впоследствии переименованного в Петро-Павловский, Кафедральным именовался в Орле Борисо-Глебский храм. Успенский Кафедральный Собор в Севске был сделан градским. В 1820 году состоялся переезд в Орел Архиерейской Кафедры и Духовной Консистории. Началось строительство нового корпуса Архиерейского дома, для чего был образован строительный комитет.

В 1817 году произошло преобразование Орловской Духовной Семинарии. От нее были отделены Духовные уездные и приходские Училища, из них образованы отдельные низшие Духовные учебные заведения. Семинария была разделена на три отделения: низшее, среднее и высшее с двухгодичным сроком обучения в каждом. Уездные и приходские Училища открывались в Севске, Орле и Ливнах. Семинария оставалась в Севске: для нее нужно было строить здание в Орле. 17 июля 1821 года Епископ Иона был переведен на Тверскую Кафедру.

Епископ Гавриил (Розанов, 1821-1828) был хиротонисан во Епископа Орловского и Севского 18 сентября 1821 года из архимандритов Толгского монастыря. Он уделял особое внимание церковному звону, благолепию и торжественности Богослужения, заботился об окончании постройки Кафедрального Собора, продолжал строительство Архиерейского дома. Епископ Гавриил сам просматривал и исправлял чертежи новоустроенных иконостасов, определил причт к кладбищенским храмам. При нем Духовная Семинария переместилась из Севска в Орел. 8 мая 1827 года состоялось торжественное открытие Семинарии в новом корпусе. 18 февраля 1828 года был освящен Семинарский храм во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

В 1828-1839 годах Епархией управлял Епископ Никодим (Быстрицкий). Он отличался высокой подвижнической жизнью, требовательностью к подчиненным; обращал особое внимание на порядок в храмах, во время Богослужения и Крестных ходов. Умер 30 декабря 1839 года. Назначенный на его место в 1840 году Архиепископ Иннокентий (Сельнокринов-Коровин) умер по дороге в Орел, в городе Нежине.

Правление Епископа Евлампия (Пятницкого, 1840-1844), Богослужения которого отличались особой торжественностью и продолжительностью, ознаменовалось освящением в 1841 году Павловского Кафедрального собора.

Архиепископ Смарагд (Крыжановский, 1844-1858) был известен любовью к торжественным Богослужениям, глубоким умом, мудростью и административными дарованиями. При нем было завершено строительство Соборного храма, исправлены ветхости Архиеейского дома и расширено помещение консистории с ее архивом.

Епископ Поликарп (Радкевич, 1858-1867), до назначения на Орловскую кафедру, в сане Епископа Одесского, викария Херсонской Епархии, был участником Крымской войны и помогал осажденным в Севастополе. По его ходатайству, Орловский Кафедральный собор в 1860 году был переименован в Петро-Павловский и передан от дворянства в ведение Епархии. При Архиерейском доме Преосвященный Поликарп построил храм во Имя Святой Троицы.

19 августа 1865 года Указом Святейшего Синода Духовные Правления: Брянское, Трубчевское, Севское, Ливенское и Елецкое были закрыты, подведомственные им храмы подчинялись теперь непосредственно Орловской Духовной Консистории.

В бытность на Орловской Кафедре Преосвященного Макария (Миролюбова, 1867-1877) Орловская Семинария 20 октября 1867 года праздновала 50летний юбилей со времени преобразования своего в 1817 году. При этом на акте, кроме речей, произнесенных учителями – священником Макарием Троицким (впоследствии Епископом Калужским и Боровским) и И.Д. Поповым, был прочитан краткий очерк истории Орловской Семинарии, составленный учителем и секретарем А.А. Сильвестровым. В этом очерке приведены имена тех воспитанников Орловской Семинарии, которые впоследствии заняли высшие места в Церковной Иерархии, а также содействовали укреплению профессорских кафедр в Духовных Академиях, и вообще доставили собою честь Орловской Семинарии: Святитель Филарет, Митрополит Киевский и Галицкий, Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Одесский, Святитель Феофан, Епископ Владимирский (Затворник), Епископ Нижегородский Иеремия, Епископ Владимирский и Суздальский Иустин, Епископ Винницкий Израиль, Епископ Тамбовский Николай, Епископ Воронежский и Задонский Серафим, Епископ Полтавский и Переяславский Иоанн, Епископ Кинешемский Ионафан. Из профессоров Академии: Яков Козьмич Амфитеатров, Егор Васильевич Амфитеатров, Василий Яковлевич Орлов, Стефан Федорович Соловьев, Мелитон (Переверзев), Дмитрий Иванович Макаров (впоследствии Лаврентий, архимандрит Иверского монастыря), иеромонах Фотий (Щиревский), Иван Иларионович Космин, Андрей Андреевич Кречетов; также Иосиф Васильев, президент Духовно-Учебного комитета при Святейшем Синоде. В числе известных на поприще гражданской службы – Косма и Михаил Федоровичи Спасские-Автономовы, из которых первый с особым отличием служил при наместниках в Закавказском крае, второй – в должности профессора Московского Университета, и оба достигли высших гражданских чинов. Приведен и перечень ректоров Семинарии, из которых Арсений (Москвин) стал впоследствии Митрополитом Киевским, и Исидор (Никольский) – Митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским.

Епископ Орловский и Севский Ювеналий (Карюков, 1877-1882) отличался редкой деликатностью в обращении с подчиненными; будучи обременен многими недугами, он редко совершал Богослужения и почти не произносил поучений. Но он особенно заботился о том, чтобы возвысить авторитет духовенства, улучшить экономическое положение подведомых ему лиц и учреждений.

После смерти Преосвященного Ювеналия на Орловскую Кафедру был хиротонисан наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Симеон (Линьков, 1883-1889). При нем был значительно упорядочен текущий консисторский архив; обычно, к концу месяца не оставалось ни одного незавершенного дела. Богослужения Епископа Симеона были торжественны и продолжительны; обозрения им Епархии были непрерывным Крестным ходом. При своем следовании от села до села, Преосвященный в одном месте совершал утреннее Богослужение, в другом Божественную Литургию, в ином вечерню или всенощную, проводя иногда ночь в карете. Народ, оставляя полевые работы, собирался в храмы в ожидании прибытия Архипастыря, который каждый раз милостиво беседовал с ним, хвалил за усердие к храмам или обращал внимание на необходимость исправить ветхости. Особое внимание Епископ Симеон оказывал детям, просил их произносить общеупотребительные молитвы и поучал своим Архипастырским словом и наставлением. Когда певчим давался отдых, Преосвященный по ночам занимался ревизией церковных документов и книг. При нем был образован Орловский Епархиальный Училищный Совет, которому был предоставлен особый отдел в местных Епархиальных Ведомостях. Епископ Симеон особо заботился об умножении Церковно-приходских школ. В 1887 году он учредил Орловское Православное Петро-Павловское Братство и был его первым попечителем. Братство снабжало книгами храмы и Церковно-приходские школы, распространяло в народе религиозно-нравственные брошюры, противо-раскольнические сочинения, Троицкие листки; помогало в устройстве Церковно-приходских школ и Школ грамоты с библиотеками при них. Несмотря на сравнительно краткое время управления Епархией, народ глубоко полюбил Преосвященного Симеона и с большой скорбью прощался с ним при переводе его на Минскую кафедру.

Епископ Мисаил (Крылов, 1889-1896) открыл при Орловском Архиерейском доме ремесленную школу, с целью обучения в ней общеобразовательным предметам по программе одноклассных Церковно-приходских школ и переплетному ремеслу таких сыновей Епархиального духовенства, которые оказались неспособными для обучения в других учебных заведениях. В 1889 году, при непосредственном содействии Преосвященного, начал действовать Епархиальный свечной завод. В 1894 году в здании завода была открыта Библиотека с безплатной читальней для всего населения Орловской Епархии. В 1895 году, по ходатайству Епископа Мисаила, указом Святейшего Синода была открыта эмеритальная касса духовенства Орловской Епархии «с целью обезпечения заштатных священно-церковнослужителей и других лиц, служащих по духовному ведомству, а также их вдов и сирот». Для приведения в порядок накопившихся в Консистории старых дел было назначено три сверхштатных ее члена. Попечением Преосвященного Мисаила, в 1894-1895 годах была проведена реставрация Петро-Павловского Кафедрального собора, который не имел надлежащей прочности и отопления. Когда Епископ Мисаил был переведен на Могилевскую кафедру, признательные прихожане собора устроили и принесли в дар своему храму образ Святого отрока Мисаила, чем доставили Архипастырю «великое удовольствие и душевное наслаждение».

Епископ Митрофан (Невский, 1896-1899) явил себя Архипастырем опытным, мудрым и до самоотверженности преданным делам Епархиального управления. Он освободил храмы от многих взносов на епархиальные нужды, возложив покрытие их на свечной завод; обратил внимание на лесные угодья, которые расхищались или существовали без пользы для Епархии. Он учредил противораскольническую и противосектантскую миссию и намеревался учредить регентскую-псаломщическую школу, но не получил разрешения Святейшего Синода. При Епархиальном женском Училище им был открыт седьмой педагогический класс и образцовая Церковно-приходская школа.

В 1899 году Епископ Митрофан был переведен на Смоленскую кафедру, а Смоленский Преосвященный – Епископ Никанор (Каменский, 1899-1902) – на Орловскую. С первых дней пребывания в Епархии началась широкая и многопопечительная деятельность Преосвященного. Узнав, что при 115 приходах нет школ, Преосвященный потребовал, чтобы в непродолжительном времени при всех приходах были открыты если не Церковно-приходские школы, то Школы грамоты. Особое внимание он  уделял Школам грамоты для девочек. С разрешения Святейшего Синода, он открыл новые причты при многолюдных приходах. По его инициативе и под его редакцией была составлена «История Орловской Епархии» и напечатана в приложениях к Епархиальным Ведомостям. 2 мая 1899 года Преосвященный Никанор в зале Дома Орловского Дворянства торжественно открыл Отдел Императорского Православного Палестинского Общества, председателем которого сам был избран.

В 1900 году Преосвященным Никанором был открыт в Орле Епархиальный Церковно-Исторический Музей, для которого было отведено помещение при Архиерейском доме и приготовлена коллекция экспонатов. Ранее Церковно-Исторический Музей был учрежден в Орловской Семинарии ее ректором, протоиереем Владимиром Антоновичем Сахаровым.

Из последующих Орловских и Севских Архипастырей трое увенчались мученическим венцом. В 1906-1908 годах Епархией управлял Епископ Серафим (Чичагов), впоследствии Митрополит, известный своими трудами для прославления Преподобного Серафима Саровского, Духовный писатель, автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», усердный и красноречивый проповедник, музыкант, живописец, врач. Был разстрелян в Бутово 11 декабря 1937 года. Канонизирован 23 февраля 1997 года.

С января по июль 1917 года Епископом Орловским и Севским был Преосвященный Макарий (Гневушев). После увольнения на покой, он поселился в Предтеченском монастыре города Вязьмы, где устроил братство в честь Рождества Христова. 23 августа 1918 года арестован, этапирован в Смоленск. 4 сентября 1918 года приговорен к смертной казни. Точная дата его разстрела неизвестна. Перед разстрелом молился за палачей и благословил одного из них. Канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

18 августа 1917 года Епископом Орловским и Севским стал Преосвященный Серафим (Остроумов), впоследствии Архиепископ Смоленский и Дорогобужский. При нем в 1920 году была образована самостоятельная Брянская Епархия, города Брянск, Севск, Карачев и Трубчевск с уездами вышли из состава Орловской Епархии. Титул Орловских Архипастырей изменился: они стали именоваться Орловскими и Мценскими. 8 декабря 1937 года Архиепископ Серафим был разстрелян. Причислен к Лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

В период Орловского Епархиального управления на Брянской Земле подвизалось несколько угодников Божиих: в Брянских лесах – Преподобные Василиск Сибирский (†1824) и Зосима Верховский (†1833), в Площанской Богородицкой пустыни – будущий Святитель Игнатий (Брянчанинов, †1867) и Преподобный Макарий Оптинский (†1860), в Брянской Бело-Бережской пустыни и Свенском монастыре – Преподобный Моисей Оптинский (†1862), в Бело-Бережской пустыни – Преподобные Лев Оптинский (†1841) и Иона Бело-Бережский, Киевский (†1902).

В конце XIX века было возстановлено почитание Преподобных Олега и Поликарпа Брянских, составлены их жития и Акафисты им, написаны иконы. В Брянске при градском Соборе в январе 1906 года было устроено древлехранилище, в котором находились около 50 предметов, в том числе Царские врата, боковые двери и иконы XVII и XVIII веков, брачные железные и деревянные венцы, рукописи XVII и XVIII веков и старопечатные книги.

20 апреля 1915 года, проезжая из Оренбурга в действующую армию, Святой Царственный страстотерпец Государь Император Николай II посетил Бежицу и на краткое время останавливался на станции Брянск.

Государственный переворот 1917 года и последующие гонения на Русскую Православную Церковь сокрушительно отразились на состоянии Церковной жизни Брянской Земли.

До октябрьского переворота 1917 года на территории современной Брянской Епархии, совпадающей с территорией Брянской области, действовало около тысячи Православных храмов и 13 монастырей: мужские – Брянский Свенский Успенский, Карачевский Николо-Одрин, Трубчевский Чолнский в честь Рождества Христова, Брянская Бело-Бережская пустынь, Площанская Богородицкая пустынь, Клетневская Свято-Троицкая пустынь и единоверческий Климовский Покровский, женские – Брянский Петро-Павловский, Севский Свято-Троицкий, Севский Спасо-Преображенский (как подворье Свято-Троицкого), Каменский Успенский, Разрытовский Свято-Троицкий Покровский и единоверческий Малиноостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 1941 года действовало 11 храмов, все монастыри были закрыты.

Множество духовенства, монашествующих и мирян во главе с Архипастырями подверглись репрессиям: арестам, ссылкам, заключениям в лагерях и разстрелам. Епископ Василий (Богоявленский), управлявший Черниговской Епархией с 1911 по 1917 год, был разстрелян в Перми 27 августа 1918 года с другими членами комиссии Священного Собора Российской Православной Церкви по разследованию обстоятельств ареста Архиепископа Пермского Андроника. Епископ Стародубский Дамаскин (Цедрик) был разстрелян в 1937 году. Оба они прославлены Святой Церковью в лике Священномучеников. Епископ Стародубский Николай (Могилевский), впоследствии Митрополит Алма-Атинский, претерпевший страдания в заключении, прославлен как Священноисповедник.

Тяжелейшим испытанием и многочисленными человеческими жертвами жителей Брянщины ради веры Христовой стало безбожное большевистское гонение на Церковь Православную. Тысячи священнослужителей, монашествующих и мирян своею кровию и исповедничеством освятили Брянскую Землю и даровали жизнь живущим ныне и грядущим поколениям соотечественников.

Сотни храмов и десятки православных монастырей уничтожены смертоносной властью и адской ненавистью ко Христу. Последствия этих катастрофических разрушений еще многие десятилетия будут эхом отзываться в душах, умах и сердцах православных жителей нашей родной Брянской и всей Русской Земли.

В связи с изложенными обстоятельствами, Брянская Епархия претерпела значительные изменения и превратности своей жизни.

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»