Севская Епархия

 

Севская Епархия

 

После закрытия Брянской Епископской кафедры, на Московских Соборах неоднократно поднимался вопрос о ее возстановлении. Так, в 1589 году, по случаю учреждения в России Патриаршества, на Московском Соборе признано было необходимым возстановить Северскую кафедру «в Брянске и Чернигове». Затем, в 1681 году, вследствие предложения царя Феодора Алексеевича, что «в городе Севске и в иных многих местах умножились церковные противники, зане не имеют себе возбранения за дальним разстоянием, понеже в Епархиях град от града и место от места имеют разстояния немалыя», – Собором Российских Иерархов постановлено было «учредить в пределах Патриаршей области особую Архиепископскую кафедру в городе Севске», с отчислением к ней пяти городов с уездами – Севска, Брянска, Трубчевска, Путивля и Рыльска. Но так как на устройство Севской кафедры и содержание ее Архиерея указаны были доходы Рыльского Николаевского монастыря, с прилежащими к нему крестьянами и угодьями, на которые, по сознанию самого Собора, «невозможно вскоре того управить и всякого довольства архиерейского чина исполнить», то соборное определение о Севской кафедре не было приведено в исполнение и оставалось вопросом будущего времени. Наконец, в царствование императрицы Екатерины II, при изъятии церковных имений в ведомство Коллегии экономии и составлении новых штатов для Архиерейских домов и монастырей, Комиссией о церковных имениях положено было: для лучшего управления делами обширной Московской Епархии, из более отдаленных ее уездов в южной стороне образовать особую Епархию в виде Московского викариатства и в зависимости от Московского Епархиального Архиерея. Центром нового викариатства стал город Севск.

По расписанию Епархий Российской Церкви, составленному той же Комиссией и Высочайше утвержденному 14 июня 1764 года, Севская Епархия составилась из восьми городов, в числе которых шесть городов: Севск, Брянск, Трубчевск, Карачев, Рыльск и Путивль отходили от Московской Епархии, а два: Орел и Кромы – от Коломенской. Впоследствии, 30 апреля 1775 года, по представлению Преосвященного Платона, Митрополита Московского и Калужского, Высочайше повелено было перевести из Московской Епархии в Севскую город Мценск, после чего число храмов Севской Епархии простиралось до 900. Севским викарным Архиереям усвоен был титул Севских и Брянских, а Московские Архипастыри, титуловавшиеся до того времени Московскими и Севскими, стали именоваться Московскими и Калужскими. Указом Святейшего Синода от 26 июня 1764 года Севскому Епископу велено было жительство иметь в Севском Спасском монастыре, при окладном жаловании на Московское викариатство 4030 р. 80 к. Диспозиция этой суммы по трем статьям: 1) лично викарному Архиерею, 2) на Кафедральный его собор и певчих и 3) на Консисторию, – предоставлялась самому Архиерею. На первоначальное же обзаведение Севского Преосвященного предписывалось Коллегии экономии следующую на штат Московского викариатства сумму за весь 1764 год выдать сполна.

Первым Епископом Севской викарной кафедры стал Преосвященный Тихон (Якубовский), хиротонисанный 8 августа 1764 года в Большом Успенском соборе Высокопреосвященным Тимофеем (Щербацким), Митрополитом Московским и Калужским. Штат Севской Духовной Консистории был составлен и утвержден Преосвященным Тихоном 13 сентября. Ведомство Севского Духовного Правления взято было в непосредственное управление Консистории, которая помещалась в одной из келлий бывшего Спасского монастыря. Теснота помещения побудила Преосвященного Тихона построить для Консистории особое здание, для чего собирались добровольные взносы от монастырей и приходов.

В первое время по учреждении Севской Епархии, в ведении Севской Духовной Консистории находились 10 Духовных Правлений со следующим количеством подведомственных храмов: Столбовское (54 храма), Брянское 120 храмов), Трубчевское (30 храмов), Карачевское (72 храма), Орловское (102 храма), Кромское (77 храмов), Рыльское (95 храмов), Путивльское (47 храмов), Михайловское (53 храма), Белопольское, Мценское (с 1775 года). Кроме того, 90 храмов города Севска и его уезда состояли, по упразднении Севского Духовного Правления, в непосредственном ведении Консистории; так как Столбовская и Михайловская десятины принадлежали к Севскому уезду, то последний заключал в себе 197 храмов. Всех храмов, кроме безприходных и монастырских, в Севской Епархии (до присоединения к ней города Мценска с уездом) считалось 773.

В пределах Севской Епархии, кроме Брянского Свенского Успенского и Трубчевского Чолнского Спасского монастырей, принадлежавших Киево-Печерской Лавре, находилось 25 иноческих обителей, в том числе 17 мужеских и 8 женских. Из 17 мужеских обителей 8 именовались монастырями: Севский Спасский, Севский Столбовский Николаевский, Брянский Петровский или Петро-Павловский, Брянский Спасо-Преображенский Поликарпов, Карачевский Одрин Николаевский, Орловский Успенский, Рыльский Николаевский и Путивльский Молченский Печерский; и 9 – пустынями: Севская Площанская Бо-
городицкая, Севская Борщовская Николаевская, Севская Радогощская Спасская, Брянская Полбинская (Полпинская) Предтечева, Брянская Бело-Бережская Предтечева, Карачевская Тихонова Воскресенская, Трубчевская Яменская Предтечева, Путивльская Молченская Софрониева и Путивльская Глинская Богородицкая. Женские монастыри: Севский Свято-Троицкий, Брянский Воскресенский, Брянский Зарецкий Предтечев Вознесенский, Карачевский Введенский, Трубчевский Ильинский, Орловский Введенский, Рыльский Казанский и Путивльский Свято-Духовский.

Севский Спасский монастырь, предназначенный быть Архиерейским домом, прежде других обителей утратил свое самобытное существование. Монастыри: Брянский Петро-Павловский, Рыльский Николаевский, Путивльский Молченский Печерский и Орловский Успенский включены в штат 3-го класса и вместо своих вотчин и угодий получили ежегодное содержание из сумм Государственной Коллегии экономии. Брянский Свенский и Трубчевский Чолнский монастыри в 1786 году были возвращены от Киево-Печерской Лавры  Севской Епархии и поставлены в одинаковое положение с Орловским Успенским монастырем. Из восьми женских монастырей были включены в штат 3-го класса Севский Троицкий и Орловский Введенский. При введении монастырских штатов Святейший Синод отдал распоряжение об установлении общих трапез для монашествующих.

Карачевский Одрин Николаевский монастырь, четыре пустыни: Севская Площанская Богородицкая, Брянская Бело-Бережская Предтечева, Путивльская Глинская Богородицкая (приписная к Путивльскому Молченскому монастырю) и Путивльская Молченская Софрониева не приняты в штат, но и не упразднены, а оставлены на собственном их содержании. Из мужеских обителей были упразднены: два монастыря – Брянский Спасо-Поликарпов и Столбовский Николаевский Севского уезда, и пять пустынь: Карачевская Тихонова Воскресенская, Полбинская Предтечева Брянского уезда, Яменская Предтечева Трубчевского уезда, Борщевская Николаевская Севского уезда и Радогощская Спасская того же уезда.

Женские монастыри Севской Епархии, подвергшиеся упразднению, были следующие: Брянские – Вознесенский и Воскресенский, Трубчевский Ильинский, Карачевский Введенский, Рыльский Казанский и Путивльский Свято-Духовский. Здания Брянских Воскресенского и Вознесенского монастырей были отданы под Тверской карабинерный полк, здания Карачевского Введенского монастыря – под Тобольский карабинерный полк. Насельники и насельницы монастырей переводидись в другие обители, но многие из них не желали уезжать и некотрые время продолжали жить в упраздненных монастырях.

По расписанию 1764 года Севская Епархия учреждена как викариатство Московской Епархии, в действительности, по своему устройству она имела вид самостоятельной Епархии: у нее была своя Духовная Консистория с местными Духовными Правлениями и смотрителями Церковного благочиния, или благочинными, которые подчинялись своему Архиерею. Преосвященный Тихон, первый Епископ Севский и Брянский, по всем важнейшим делам своей Епархии общался, подобно самостоятельным Архиереям, непосредственно со Святейшим Правительствующим Синодом и, наравне с прочими Епархиальными Преосвященными, получал от него предписания; назначал и сменял, по своему усмотрению, присутствующих Консистории, управителей Духовных Правлений, монастырских настоятелей и смотрителей Церковного благочиния; обозревал подведомую ему Епархию и делал распоряжения, обладал правом самостоятельности в других церковных делах. Однако, по делам Севской Духовной Консистории видно, что она находилась в прямой соподчиненности Московской Консистории. Севскую кафедру, в течение почти 24-летнего ее существования, занимали пять Архипастырей: Епископы Тихон (Якубовский, 1764-1767), Кирилл (Флоринский, 1768-1778), Амвросий (Подобедов, 17781782), Дамаскин (Семенов-Руднев, 1782-1783) и Феоктист (Мочульский, 17841787). Преосвященный Феоктист носил титул Епископа Севского и Орловского.

Епископ Амвросий, впоследствии Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, оставил по себе незабвенную память учреждением в 1778 году Севской Духовной Семинарии и в 1779 году Духовных Училищ в Брянске и Орле. В 1785 году были учреждены Духовные Училища в Карачеве и Рыльске.

* * *

В 1776 году часть Севской провинции Белгородской губернии была передана в Калужское наместничество.

5 сентября 1778 года, по указу Екатерины II, было составлено Орловское наместничество из 13 уездов, открытие которого состоялось в январе 1779 года. В 1796 году Орловское наместничество, в которое вошли уезды Брянский, Карачевский, Трубчевский и Севский, стало именоваться губернией. Свое окончательное устройство Орловская губерния получила в 1802 году, в ее состав вошли города большей части современной территории Брянщины.

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»