Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Архипастыри Брянской земли > Архипастыри Черниговские и Нежинские

Архипастыри Брянской земли

Архипастыри Черниговские и Нежинские

Архипастыри Черниговские и Нежинские

Митрополит Иерофей (Малицкий)

Малицкий

Митрополит Иерофей (в миру Иоанникий) родился в 1727 г. в Черниговской губернии. Окончил Воронежскую Семинарию и оставлен в ней учителем, затем назначен проповедником и префектом. Окончательно образование получил в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. В 1758 г. принял монашество и назначен присутствующим Воронежской консистории. С 1762 г. - игумен Рождественского Домницкого (или Думницкого) монастыря. В 1772 г. переведен настоятелем в Черниговский Борисо-Глебский монастырь. Со 2 августа 1774 г. – архимандрит Черниговского Успенского Елецкого монастыря. 20 апреля 1786 г. назначен ректором Черниговской Семинарии.

6 декабря 1788 г. хиротонисан во Епископа Черниговского и Нежинского. 1 апреля 1796 г. возведен в сан Митрополита Киевского и назначен членом Святейшего Синода. Митрополит Иерофей проявил себя умелым администратором. Много по трудился он для поднятия нравственного и умственного уровня духовенства и для ограждения Православной Церкви от усиливавшегося влияния Рима и пропаганды унии. Особенно покровительствовал Киевской Академии. Скончался 2 сентября 1799 г. Погребен в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.

Архиепископ Виктор (Садковский)

Садовский

Архиепископ Виктор (в миру Василий) родился в 1741 г. в семье священника. Высшее образование получил в Киевской академии, где в то время был учителем, а потом и ректором, будущий Святитель Георгий (Конисский), весьма известный впоследствии в Западно-Русской истории (в 1993 г. прославлен в лике местночтимых Святых Белоруссии). Около 1757 г. он начал трудиться в Могилеве при Преосвященном Георгии (который стал Епископом в 1755 г.) сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества, кафедральным наместником. Принял монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1774 г. возведен в сан игумена Тупичевского монастыря, близ города Мстиславля Могилевской Епархии. В 1775 г., по рекомендации Святителя Георгия (Конисского) назначен священнослужителем домового храма при Русском посольстве в Варшаве. В 1784 г. возведен в сан архимандрита в г. Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром Православия в оставшихся под властью Польши Западно-Русских областях. Слуцкому архимандриту при Богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: дикирий и трикирий, особенная форма каждения, поминовения и др.

9 июня 1785 г. хиротонисан во Епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской Епархии, с местопребыванием в г. Слуцке. Польско-латинское духовенство встретило Православного Епископа Виктора плотной стеной сопротивления. Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение Преосвященного Виктора было утверждено. Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты. Преосвященный Виктор явился славным поборником Православия в Западной Руси и в Малороссии. Он зарекомендовал себя «благонравием», «честным поведением» и «осторожностью», а также настойчивой заботливостью о судьбах Православия в областях, находившихся под польским владычеством. Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о возсоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одного униатского храма, но твердою рукою остановил запустение и разорение Православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели водвориться, он рукополагал священнослужителей; в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал насельников из других Епархий. Преосвященный Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую Семинарию. Своими осторожными и целенаправленными действиями Преосвященный Виктор вместе со Святителем Георгием Конисским и архимандритом Мелхиседеком подготовили великое дело возвращения униатов в Православную Церковь. Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России. Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить возсоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении «вырезать всех поляков». Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти. Обвинен был и Преосвященный Виктор в предполагаемом бунте и 18 апреля 1789 г. он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд. Три года и три месяца томился Преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келлии Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами и нередко под страхом смерти. 21 июля 1792 г. он был освобожден русскими войсками. После второго раздела Польши началось возсоединение народа возвращенных к России областей с Православием. Немалое значение в этом имели труды Преосвященного Виктора. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви.

13 апреля 1793 года Преосвященный Виктор был назначен Епископом Минским, продолжая усердно трудиться в деле возсоединения. Только с мая 1794 г. по февраль 1795 г. его пастырскими посланиями и устными проповедями возсоединено 1800 храмов с 1032 священниками и 101090 жителей. 12 апреля 1795 г. Преосвященный Виктор возведен в сан Архиепископа. В этом же году им был возстановлен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. 13 мая 1796 г. переведен в Чернигов. C 1799 года стал именоваться «Малороссийским и Черниговским». Скончался после тяжелой болезни 11 ноября 1803 года. Погребен в Троицком Кафедральном соборе Ильинского монастыря в Чернигове, под Алтарем.

Митрополит Михаил (Десницкий)

Десницкий

Митрополит Петербургский и Новгородский Михаил (в миру Матфей Михайлович Десницкий) родился 8 ноября 1762 г. в с. Топорково, Богородицкого уезда, Московской губернии в семье пономаря. В день крещения своего он лишился отца.

При поддержке Митрополита Платона (Левшина) окончил Троицкую Семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в Университете и изучал Богословские науки в Московской Академии. В 1785 г. рукоположен во священника к храму Мученика Иоанна Воина в Москве. В 1796 г. переведен в придворный храм Зимнего Дворца. В 1799 г. пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 г. возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус.

20 июня 1802 г. хиротонисан во Епископа Старорусского, викария Новгородской Епархии. 18 декабря 1803 г. назначен Епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 г. возведен в сан Архиепископа. В 1813 г. вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 г. - член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 г. по 7 февраля 1816 г. управлял Псковской Епархией, оставаясь Архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 г. – Митрополит Санкт-Петербургский, с 25 июня того же года – Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, священноархимандрит Александро-Невской Лавры. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеди слова Божия. Проповеди произносил доступными для прихожан словами, причем речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам разсказывал, что этот дар слова, как река, тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в Архиерейский сан. Однако с назначением на Черниговскую кафедру, Преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может быть, и для него самого отверз уста его. При первом же служении в Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен Святителю. С тех пор он каждое Воскресение без всякой подготовки произносил глубокие проповеди. Все проповеднические труды Митрополита Михаила можно разделить на три больших отдела. К первому принадлежит пространное Катехизическое учение, которое он предлагал своим слушателям в течение трех лет. Оно издано в 3-х частях в 50 отделениях. Второй отдел составляют проповеди на Воскресные и Праздничные дни и на особые случаи, в числе 226 бесед, изданные в 6 частях, а также беседы, не приуроченные к известному времени, в трех томах, в числе 70 бесед. Третий состоит из проповедей о разных предметах христианской веры и нравственности, под названием «Труд, пища и покой человеческого духа», в семи книгах в числе 165 бесед. Кроме того, известен его неоконченный труд в количестве 30 бесед, в которых проповедник объясняет Церковное Богослужение для простого народа. Митрополит Михаил был во всех отношениях достойный Архипастырь. Его особенностью было нежелание входить в столкновение с духовенством инославных исповеданий. Однако, как первенствующий член Синода, он прежде других должен был вступаться за интересы Церкви и сделался жертвой ревности по чистоте Православной веры.

Высшему духовенству (да и не ему одному) не нравилось направление, которого твердо держался министр духовных дел князь А. Н. Голицын, склонный к протестантству. Незадолго до своей смерти Преосвященный Михаил писал императору Александру, обвиняя Голицына в пренебрежении делами Православной Церкви, чем вызвал неудовольствие влиятельного министра. Однажды Митрополит Михаил, по представлению начальства Новгородских поселений, разрешил по случаю неблагоприятной погоды совершать там молебствия. Князь Голицын, узнав об этом разрешении, отправил Митрополиту официальную бумагу, требуя объяснить, почему он без ведома его, как министра духовных дел, разрешил совершение этих молебствий. Эта, можно сказать, грубая бумага сильно оскорбила Митрополита Михаила, и он со слезами сказал: «Какой же я Святитель, когда во вверенных мне Епархиях не имею власти разрешать служение самых обыкновенных молебствий? Притом, если уж Голицын хочет лишить меня этой власти, то зачем писать это так публично, он мог бы предупредить меня об этом келлейно, тогда бы мы двое только знали, что я Митрополит лишь по имени, а не по власти; теперь же последний монастырский служка знает об уничижении моего сана». Эта мысль очень сильно огорчила Митрополита. Вскоре после этого случая он заболел и умер. Кончина Митрополита была мирной. Во время вечерни, когда в домовом храме пропели «Ныне отпущаещи раба Твоего...__________», – он предал дух Богу. Свидетель его кончины, будущий Святитель Филарет, Митрополит Московский, писал о нем: «...за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами на верху разрушился с громом. Сон, по моему мнению, очень справедливый... Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается». Скончался 24 марта 1821 г., погребен в Александро-Невской Лавре, в храме Сошествия Святого Духа.

Архиепископ Симеон (Крылов-Платонов)

Крылов-Платонов

Архиепископ Симеон (в миру Савва Крылов-Платонов) родился 1 декабря 1777 г. в с. Карпове Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Дмитровском Духовном училище. С 1791 г. обучался в Троицкой Лаврской Семинарии, а с 1797 г. – в Московском университете. В 1798 г. определен учителем французского языка Троицкой Лаврской Семинарии. С 1800 г. - преподаватель поэзии в той же Семинарии. В феврале 1801 г. переведен учителем риторики в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию. 16 февраля 1803 г. принял монашество и определен наместником Свято-Троице-Сергиевой Лавры, в ноябре того же года назначен архимандритом Спасо-Вифанского монастыря. С 24 января 1810 г. - ректор Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. 12 августа 1814 г. утвержден ректором преобразованной Московской Духовной Академии и архимандритом Донского монастыря. 27 февраля 1816 г. хиротонисан во Епископа Тульского и Белевского. С 16 июня 1818 г. - Епископ Черниговский и Нежинский. 17 сентября 1819 г. возведен в сан Архиепископа. Почетный член Санкт-Петербургской Академии. 26 сентября 1820 г. перемещен Архиепископом в Тверь. С 3 июля 1821 г. - Архиепископ Ярославский и Ростовский.

Скончался 27 мая 1824 г. в г. Ярославле. Архиепископ Симеон постригал в монашество Василия Дроздова, будущего Святителя Филарета, Митрополита Московского. О кончине Преосвященного Симеона Святитель Филарет писал: «Велика утрата для Церкви – ему вечное приобретение».

Архиепископ Лаврентий (Бакшевский)

Бакшевский

Архиепископ Лаврентий (в миру Лука Николаевич Бакшевский) родился 11 октября 1776 г. в с. Иваново-Прозоровском Покровского уезда Владимирской губернии, в семье священника. В 1788 г. поступил в Переславскую Семинарию. За успехи в учении и прилежание вскоре был переведен в Троицкую Лаврскую Семинарию. В 1799 г. по окончании курса Семинарии определен учителем в Перервинскую Семинарию. 2 марта 1800 г., по совету Митрополита Платона (Левшина), пострижен в монашество; 25 марта того же года Митрополитом Платоном рукоположен во иеродиакона, и 6 декабря 1801 г. – во иеромонаха. 24 апреля 1804 г. определен префектом Семинарии и затем соборным иеромонахом. 6 января 1806 г. назначен игуменом Перервинского Николаевского монастыря, 25 января 1808 г. – и настоятелем Угрешского Николаевского монастыря. 14 октября 1808 г. возведен в сан архимандрита Златоустовского монастыря в Москве. В 1812 г. принимал меры к вывозу из Москвы (до прихода французов) церковных святынь и драгоценностей (из Кремлевских соборов, монастырей и Патриаршей ризницы) и лично уехал с обозом в Вологду, где пробыл 3 месяца. В начале декабря, по получении приказа, вернулся в Москву. В 1813 г. по предписанию Святейшего Синода возстанавливал разрушенные неприятелем Златоустовский, Перервинский и Московский Богоявленский монастыри. 1 декабря 1813 г. назначен присутствующим в Московской Духовной консистории. В 1814 г. освобожден от должности префекта Перервинской Семинарии и назначен членом Московского комитета духовной цензуры. 26 июня 1815 г. Святейшим Синодом ему поручено возстановление Архангельского собора; 20 сентября того же года уволен от управления Перервинским монастырем. 26 июня 1816 г. определен настоятелем Высоко-Петровского монастыря.

19 января 1819 г. хиротонисан во Епископа Дмитровского, викария Московской Епархии. С 3 марта, после кончины Архиепископа Августина (Виноградского), временно управлял (три месяца) Московской Митрополией. 26 октября 1820 г. переведен на Черниговскую кафедру с титулом Епископ Черниговский и Нежинский. Преосвященный Лаврентий много заботился о духовенстве Епархии, искореняя имевшие место злоупотребления, принимал меры к уврачеванию раскола. С 17 июля 1824 г. временно управлял Полтавской Епархией. 22 августа 1826 г. возведен в сан Архиепископа. 14 марта 1831 г. уволен на покой в Переславский Данилов монастырь. Скончался в ночь с 16 на 17 декабря 1837 г. Погребен при входе в придел соборного храма Переславль-Залесского Троицкого Данилова монастыря. По духовному завещанию оставил пожертвование Данилову монастырю 5000 рублей и на бедных духовного звания Владимирской Епархии 5000 рублей.

Архиепископ Владимир (Ужинский)

Архиепископ Владимир (в миру Василий Кононович Ужинский) родился 22 марта 1777 г. В 1807 г. пострижен в монашество. 30 мая 1811 г. возведен во игумена Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской Епархии. 15 ноября того же года переведен в Антониев монастырь в сане архимандрита. С 7 марта 1816 г. – настоятель Валдайского Иверского монастыря. 10 марта 1819 г. переведен в Юрьев монастырь в Новгороде.

11 мая 1819 г. хиротонисан во Епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской Епархии. С 12 апреля 1822 г. – Епископ Курский и Белгородский. 28 марта 1831 г. возведен в сан Архиепископа и переведен на Черниговскую кафедру. С 19 сентября 1836 г. – Архиепископ Казанский. 1 марта 1848 г. уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 16 декабря 1855 г. Погребен в пристрое к Никольскому храму Свияжского монастыря, около могилы Святителя Германа, Архиепископа Казанского.

Архиепископ Павел (Подлипский)

Подлипский

Архиепископ Павел (в миру Петр) родился 23 июня 1788 г. в с. Подлипье Переславского уезда Владимирской губернии. Обучался во Владимирской и Троицкой Лаврской Семинариях. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1814 г. окончил Академию со степенью кандидата. В 1817 г. пострижен в монашество и определен учителем и инспектором Владимирской Семинарии. С 1 октября 1817 г. - архимандрит и настоятель Архангельского монастыря в г. Юрьеве-Польском. С 15 ноября 1819 г. – настоятель Владимирского Царе-Константиновского монастыря и ректор Владимирской Семинарии. С 1 марта 1820 г. – настоятель Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском.

26 мая 1830 г. хиротонисан во Епископа Костромского и Галичского. За свои труды на Костромской кафедре, и особенно за представление медных идолов, найденных на берегу Галичского озера, в ноябре 1832 г. избран в члены Императорского общества истории и древностей Российских. С 26 сентября 1836 г. – Епископ Черниговский и Нежинский. 27 марта 1839 г. возведен в сан Архиепископа. 18 апреля 1859 г. уволен на покой в Переславский Троицкий Данилов монастырь, где и скончался 27 ноября 1861 г.

Святитель Филарет (Гумилевский)

Гумилевский

Архиепископ Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский) родился 23 октября 1805 г. в д. Конобеевке Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника. Когда никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взобравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к храму. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» – отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люди, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказания: «Бейте больше, родился большой Тимошка». Мальчика назвали Димитрием в честь Великомученика Димитрия Солунского.

Начальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей в 90 лет девицей, рано развили в будущем Святителе склонность к монашеству. Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в храме Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое Духовное Училище. Во время учебы Тамбовский Преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (от лат. humilis - смиренный). Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свой отпечаток на характере будущего Святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и, уже в сане Архиерея, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках замечательного хора. Однажды Димитрий со своей теткой посетили Саровскую пустынь и были у Преподобного старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, Святой Серафим сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж». Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия еще раньше, что «он будет солить, солить на всю Россию!». Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к Преподобному Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: «Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог». Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслов. Отец мечтал, что Димитрий займет его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в Богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищем Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошел к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: «Вижу я во сне пришедшего ко мне Святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед Архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской Семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ, и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в Архидиаконскую церковь и становись перед образом Святителя и чудотворца Димитрия Ростовского». Кроме своего друга Димитрий никому этого не разсказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе. В 1826 г. он поступил в Московскую Духовную Академию, где 19 августа 1829 г. (по окончании Академии) пострижен в монашество. Святой Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя – безпримерный случай в истории Академии. В своих отношениях к юному иноку Московский Святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый Архипастырь Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно, школа Богомудрого Иерарха имела великое влияние на новопостриженного инока Филарета. В Академии называли юного ученого инока «Филаретик». После принятия иноческого чина 3 февраля 1830 г. он рукоположен во иеродиакона, и 29 июня того же года – во иеромонаха. Еще будучи студентом Академии, он был определен библиотекарем Академии, а по окончании Академии оставлен при ней и 6 июня 1831 г. занял кафедру Церковной истории и причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 г. переведен на кафедру Священного Писания. Ко всякому труду иеромонах Филарет относился с живым интересом и увлечением. Его пылкий и живой темперамент, привычка к труду, желание служить Церкви и ближнему согревали всякое дело в его руках. С наибольшим воодушевлением он относился к преподаванию истории Русской Церкви. Трудолюбивый иеромонах Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им тогда, когда очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос: «спал ли он когда-нибудь?». Только два года довелось иеромонаху Филарету читать Церковную историю. В начале 1832/33 учебного года, по воле Московского Святителя, он был назначен на кафедру Нравственного и Пастырского Богословия. 1 мая 1833 г. назначен инспектором Академии. Кроткому и смиренному иноку должность эта была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней – строгими мерами он мог раздражать студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око Московского Митрополита бдительно следило за всем, что совершалось в Академии. 27 января 1835 г. Филарет был возведен в сан архимандрита, 14 декабря того же года назначен ректором Московской Духовной Академии. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других Семинариях. 9 марта 1837 г. на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря. В октябре 1841 г. великий Московский Святитель Филарет назначил своего ученика на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблуждений протестантства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой Богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архимандрита Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к Академии, к своему делу, к Библиотеке, чтение Богословия содействовало его громкой известности. Едва он приехал в Петербург для хиротонии, как ему высшие духовные Иерархи предложили заняться составлением «Догматики» и выписать для этого из Академии свои лекции.

21 декабря 1841 г. в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония архимандрита Филарета во Епископа Рижского. В июле 1842 г. он отправился в Ригу. С первой минуты, когда предстал он пред Престолом Божиим в качестве служителя Алтаря, и до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской песни и до причащения, слезы сопровождали его Богослужение.

Как отмечено выше, Владыка Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская Епархия. Семь лет Архиерейского служения в Риге – это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении – латышах и эстонцах замечалась тяга к Православию и самобытной культуре - Богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 храмов постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии Духовного Училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами баронов и немецкой партии, желавшей онемечить край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Пытались парализовать деятельность Архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся 7 лет, закончилась в 1848 г. перемещением Святителя Филарета на Харьковскую кафедру. Сколько потрудился в Лифляндии этот светильник! Один со своим письмоводителем он не знал покоя ни днем, ни ночью, не знал времени обеда и чая. Просфора – вот его ежедневный и завтрак, и обед, и ужин. Просфорою да чаем он только и питался. Кожаный диван, простой стол, на котором огромная кипа исписанной и белой бумаги, письменный прибор и на конце стола стакан чаю – вот вся небогатая обстановка его комнаты. Здесь он описывал страдания новых чад Православной Церкви. Как писал о нем один отец Православной Церкви, пострадавший за веру, «это был Давид, исторгавший из пасти хищного зверя агнцев Отца своего. Это был Даниил во рве львином». И покинув Ригу, Святитель Филарет несказанно радовался успеху Православия в Литве, когда это дело было поставлено на подобающую высоту мудрою и опытною рукою Митрополита Иосифа (Семашко).

В Харькове и Чернигове Святитель уделял большое внимание Духовному образованию юношества, устраивал Семинарии, Епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труды. В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания храмоздания и церковного благолепия. Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врожденной скоромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Святитель Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены, он как будто боялся их. Справедливо замечено, что, несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания своего в Харьковской Епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большей частью на дела благотворительности. Трудами и жизнью его управляло единственное желание – служить Богу и ближнему.

В 1857 г. он был возведен в сан Архиепископа. 2 мая 1859 г. назначен Архиепископом Черниговским и Нежинским. Преосвященный Филарет состоял членом Общества Истории и древностей Российских (с 1847 г.); действительным членом Императорского Русского Географического общества и почетным членом Харьковского университета (с 1852 г.); почетным членом Императорского Русского Археологического общества (с 1856 г.).

Особую известность и популярность приобрел Святитель Филарет своей литературной деятельностью. Все его труды имеют свои несомненные достоинства. В трудах Владыки Филарета поражает изобилие критических статей и заметок. Это была особенность его таланта – пытливо относиться ко всякому предмету, все проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. «Надо удивляться, – говорил один близко знавший Преосвященного, – его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шел в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача». В последние годы его жизни физические силы его ослабели до того, что он не мог писать сидя, но и это не остановило его деятельности. Он начал писать лежа, дрожащей рукой... Архиепископ Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», которые произносил Преосвященный к Харьковской пастве в дни Великого поста. При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благословлял их, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение Семинарии, переводя учащихся на частные квартиры. Внутренняя духовная жизнь Архиепископа Филарета была сокрыта от людских взоров. Однако его праведная кончина во многом приоткрывает ее тайну. Летом 1866 г. на окраинах Черниговской губернии стала свирепствовать эпидемия холеры, и Преосвященный Филарет решил осмотреть Епархию. На предостережение в виду грозящей опасности он отвечал: «Теперь-то я нахожу свою поездку благовременной и благопотребной; народ упал духом, его следует ободрить».

Объезжая Епархию, Святитель в г. Конотопе почувствовал крайний упадок сил. Под вечер сильные приступы холеры сложили его в постель. Чувствуя приближение кончины, Архиепископ Филарет исповедовался и, в пятом часу утра 9 августа, после ночи предсмертных страданий, предал дух свой Господу. Тело почившего Архиерея четыре дня стояло в Конотопском соборе и никаких признаков тления не издавало, хотя на улице был август месяц. После кончины Святителя Филарета, эпидемия холеры остановилась.

Горячая любовь Владыки к своей пастве встретила взаимный отклик любви в сердцах верующих людей, который проявился в трогательном поведении паствы при погребении Архиепископа Филарета. При многочисленном стечении народа Крестные ходы сопровождали гроб Святителя от села до села, не смотря на то, что была третья декада августа – время сельскохозяйственных работ. В трех верстах от Чернигова после переправы через Десну, народ выпряг лошадей и на своих плечах по песчаной дороге понес тело своего незабвенного Архипастыря к месту погребения – усыпальнице Свято-Троицкого собора Троице-Ильинского монастыря, где под самым Престолом была приготовлена могила. Над гробом Святителя Филарета было устроено каменное надгробие в виде продолговатого престола. В ногах его, усердием игумении Нежинского монастыря, был установлен большой крест с изображением Распятия, а в голове утверждена икона (усердное приношение одного помещика) с изображением Спасителя во славе и надписью: «Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). В сороковой день после смерти Святителя в полночь два сторожа видели горящие свечи при его гробе. Также он явился одной благочестивой старушке, генеральше Свечиной во сне. «Зачем Вы нас оставили, Владыка?», – спрашивает она. «Я не оставил вас, я всегда с вами и вы близ меня». Осиротевшая паства очень скорбела о смерти своего доброго пастыря и, желая почтить его светлую память, как только могла выражала свою любовь к усопшему. Так, например, духовенство Глуховского уезда учредило в построенном им училище для девиц, стипендию его имени с усвоением его фамилии “Гумилевской” каждой его стипендиатке воспитаннице. А по предложению Остерского духовенства, все духовенство губернии немедленно собрало сумму, на которую, в признательную память о своем Архипастыре, соорудило для училищного храма икону Праведного Филарета Милостивого – Небесного покровителя Святителя. Было установлено его постоянное поминовение и заупокойное служение в день его кончины – 9 августа, и в день его именин – 1 декабря. Редакция Черниговских Епархиальных Известий, желая почтить память в «Бозе почившего основателя», определила ежегодно, из доходов редакции, выделять 150 руб. на благотворительные нужды Черниговской Духовной Семинарии.

Несмотря на годы гонений на Русскую Православную Церковь, светлая память о Святителе Филарете жива в сердцах людей. Его труды переиздаются и изучаются. Каждый год в день его кончины 9/22 августа и в день Ангела 1/14 декабря служились панихиды, во время которых усыпальница Свято-Троицкого Кафедрального собора не могла вместить всех желавших помолится о упокоении души праведного Архипастыря. Панихиды служились и в другие дни, по просьбам верующих. Имя Архиепископа Филарета постоянно вписывалось в поминальные записки.

14 апреля 2009 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении Архиепископа Филарета к лику местночтимых Святых Черниговской Епархии. 25 октября 2009 г. в Чернигове был совершен чин прославления Святителя Филарета в лике Святых. Божественную Литургию в Свято-Троицком Кафедральном соборе города, во время