История служения
Дата начала | Дата окончания | Сан | Место служения |
1896 | 1897 | Послушник/Послушница | Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь (город Старица Тверской области) |
1897 | - | Псаломщик/псаломщица | Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь (город Старица Тверской области) |
- | - | Диакон | Храм во имя Святых Благоверных князей Бориса и Глеба г. Тверь |
1909 | 1917 | Иерей | Храм во имя святых апостолов Петра и Павла села Бровничи Новоропской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Климовский район Брянской области) |
1917 | 1923 | Иерей | Храм во имя Пророка Божия Илии села Орликовка Новозыбковского уезда Черниговской губернии (в 1926 г. передано в состав УССР, ныне территория Семёновского района Черниговской области Украины) |
1923 | - | Иерей | Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Замишево (Замышево) Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Новозыбковский район Брянской области) |
Преследования
Дата ареста | Дата приговора | Приговор |
28.12.1930 | - | дело прекращено |
31.12.1933 | - | 1,5 месяца |
21.09.1937 | 06.10.1937 | расстрел с конфискацией личного имущества |
Дата реабилитации
11.12.1956
Биографическая справка
Родился 28 ноября 1878 г. в г. Тверь в семье псаломщика, русский. В 1896 г. окончил Тверское Духовное Училище. После чего поступил послушником в Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь (г. Старица Тверской области). Через год получил должность псаломщика, потом служил диаконом в Борисоглебском храме г. Тверь.
15 июля 1909 г. был рукоположен в сан священника ко храму во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в с. Бровничи Новоропской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне территория Климовского р-на Брянской обл.). Затем в 1911 г. определен законоучителем Сушанского народного училища.
В 1917 г. служил священником в храме во имя прока Божия Илии с. Орликовка Новозыбковского уезда Черниговской губернии (в 1926 г. передано в состав УССР, ныне территория Семёновского р-на Черниговской обл. Украины).
В 1924 г. из с. Орликовки переехал в с. Замышево (Замышев, Замишево, Замишев, Величка) Людковской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Новозыбковский р-н Брянской области), где служил священником в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
28 декабря 1930 г. был арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного 58 пп.10 и 11 УК РСФСР, содержался в Клинцовском Домзаке по 1 категории. 19 января 1931 г. следствие в его отношении прекратили и освободили из-под стражи.
В 1933 г. вновь арестован по ст. 58-10 УК, за агитацию, находился 1,5 месяца под следствием в Новозыбковском райотделе ОГПУ, после чего освобождён.
21 сентября 1937 г. опять арестованпо подозрению в совершении преступления, предусмотренного 58 пп.10 и 11 УК РСФСР. Обвинялся в том, что “являясь участником к-р кулацкой группировки проводил активную к-р деятельность против Советской власти. Распространял провокационные клеветнические слухи о Советском Союзе. Устраивал нелегальные сборища к-р группы”. Виновным себя не признал.
Заседанием тройки УГБ УНКВД по Западной области от5-6 октября 1937 г. был приговорен к расстрелу с конфискацией.Расстрелян23 октября. Реабилитирован 11 декабря 1956 г.
Из воспоминаний внучки отца Николая Лапченко Валентины Николаевны: «Батюшка был талантливым человеком, он обладал густым баритоном, особенно любил гитару, читал и хорошо знал русскую классику.
В семье росло семеро детей: два мальчика и пять девочек. Воспитанием детей в основном занималась матушка Валентина Павловна. Что отличало семью отца Николая, так это трудолюбие. Батюшка был постоянно занят то на службе, так как приход был большой, то в школе. Да и семье нужно было помочь, она ведь не малая. Дети подрастали, требовали больше внимания.
В 1918 г по распоряжению губернского комиссара в школе было отменено преподавание Закона Божия, школа стала светской. Несмотря на это печальное событие, священник продолжал учить сельских ребятишек и при советской власти. Для батюшки и его семьи наступили не лучшие времена: их выселили из дома, в котором они жили. Замишевцы собрали деньги и купили семье священника небольшую, состоявшую из 2-х комнаток избу – покосившуюся, с чуть ли не вросшими в землю окошками хатку, но все-таки это было жильё. Представители Советской власти очень ревностно следили за деятельностью батюшки и не оставили семью « без внимания».
Вспоминает внучка отца Николая Валентина Николаевна: «В 37-м году батюшку вызвали в сельский совет и сказали: «Выйди к своим прихожанам и отрекись от того, что ты им проповедовал». Священник ответил, что этого он никогда не сделает. Последовал арест. Есть сведения, что отца Николая вместе с другими арестованными расстреляли по дороге в Клинцы. Не было следствия, суда, как говаривал «отец народов»: «нет человека, нет проблем».
Матушка осталась одна с детьми, семья бедствовала. Вот тогда-то и пригодилось её мастерство. Она очень хорошо шила. К ней пошли жители села с просьбами, она никому не отказывала. За малую цену матушка шила фуфайки, жакеты, пальто. Об образовании детей не могло быть и речи. Они не пролетарско-крестьянского происхождения, «поповичи». Только через 20 лет матушка получила справку о реабилитации отца Николая. Старожилы села теплым, добрым словом поминают семью священника».