Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Проект «Брянское духовенство» > Биографическая база духовенства XX век

Бутырский Александр Васильевич

Бутырский Александр Васильевич
Иерей

Упоминается в деле № 9766-П

История служения

Дата началаДата окончанияСанМесто служения
- 1929ИерейХрам во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца села Соколовка (Сухановка) Мглинской волости Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне Мглинский район Брянской области)

Преследования

Дата арестаДата приговораПриговор
- - упоминается в деле, не приговаривался(-лась)

Биографическая справка

Родился приблизительно в 1871 г. (в 1931 г. имел возраст около 60-ти лет).

Обучался в Черниговской Духовной Семинарии.

До 09 апреля 1894 г. - псаломщик церкви Архистратига Михаила села Голубовки Новгородсеверского уезда Черниговской губернии (ныне Голубовка (укр. Голубівка) — село, Голубовский сельский совет, Середино-Будский район, Сумская область, Украина) (церковь деревянной постройки. Она была построена до 8 ноября 1687 года, прослужила более 60 лет и к 1745 году полностью обветшала [27, с. 75]. В 1748 году на её месте была возведена новая церковь деревянной постройки149, однако в середине 70-х годов XVIII века она сгорела от удара молнии. В 1778 году местным помещиком О.С. Судиенко в Голубовке была построена новая церковь [25, с. 23], которая находилась на холме, в 300 метрах от помещичьей усадьбы. Рядом с ней возвышалась колокольня, а за ней располагались дома священника и дьяка.).

16 июня 1895 г. рукоположен в сан священника к церкви Архистратига Михаила села Рахманова Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне с. Рохманово (Рахманов) Стародубского райна Брянской области).

На 1900 г. работал без оплаты Законоучителем д. Черныжово (Чернижов, устар. Чорнижов) с 1782 по 1929 в Стародубого уезда (с 1861 по 1923 в составе Яцковской вол., затем в Гарцевской вол.) Черниговской губернии (ныне деревня Унечского района Брянской области).

На 1902 г. состоял действительным членом Братства Св. Димитрия, митрополита Ростовского.

21 июня 1904 г. перемещен священник Нежинского Свято-Введенского женского монастыря Черниговской губернии к Троицкой церкви м. Мена Сосницкого уезда Черниговской губернии (ныне город в Черниговской области Украины).

01 сентября 1904 г. утвержден в должности законоучителя Менского народного училища.

10 сентября 1904 г. утвержден кандидатом в члены Благочиннического Совета 2-го благочиннического округа Сосницкого уезда.

В 1905 г. утвержден в должности духовного следователя во 2-м округе Сосницкого уезда.

В 1907 г. награжден скуфьей за усердную пастырскую деятельность, утвержден кандидатом в члены благочиннического Совета.

24 августа 1907 г. перемещен к Церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Оболонья Кролевецкого уезда Черниговской губернии (ныне  село в Коропском районе Черниговской области Украины(Каменный храм отличается оригинальностью своей архитектуры. Этот двухкупольный трехпрестольный храм напоминает корабль. Он имеет колокольню крестоподобной формы с четырьмя выступами).

Из показаний обвиняемого, священника Комендантенко И.Т.:

"Примерно по 1929 г. Бутырский А.В. служил священником в церкви во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца села Соколовка (др. назв. Сухановка) Мглинского р-на Клинцовского округа Западной обл. (ныне территория Мглинского р-на Брянской обл.), затем уехал.

Не признавал епископа брянского Матфея и епископ знал об этом, “но потому, что Бутырский не был обновленец а совершенно противоположного настроения, то Матвей по свидетельству Бутырского согласился рукоположить в священники” псаломщика той же церкви, Комендантенко И.Т. в декабре 1929 г., который стал служить священником вместо Бутырского. “Когда я служил псаломщиком со священником Бутырским я сам неоднократно слышал от него разговоры направленные против колхозного строительства, также наблюдал что он группировал баб и вел с ними разные разговоры за это его вызывали в с/совет и ГПУ т.к. стало известно властям о его деятельности.”

“Состоял ли раньше членом организации истинно-православных бывший священником в с. Соколовке Бутырский Александр Васильевич мне точно неизвестно, но в последнее время он ездил к еп. Матвею, и взял от него удостоверение, раньше же Бутырский еп. Матвея не признавал...” 

Александр Васильевич вёл среди верующих разговоры против колхоза, высмеивал организованный в 1929 г. “красный обоз” по сдаче государству хлебных излишков, за что был вызван в с/совет и ГПУ, но “Как старика его не арестовали...

Будучи уличенным в к.рев. деятельности Бутырский бросил Соколовку и уехал в Москву к сыну, а потом переселился в Стародуб, где служит священником” .

Источники:

Архив УФСБ РФ по Брянской обл, арх.-уг. Д. 9766-П, 1930г. 

ЧЕВ,1894, №9, с.350.

ЧЕВ,1895, №15, с.705.

ЧЕВ,1900, №4, с.325, Приложеніе къ № 4 оффиц. части Черниг. Епарх. Извѣстій за 1900 г. СПИСОК НАЧАЛЬНЫХЪ ШКОЛЪ ДУХОВНАГО ВѣДОМСТВА, состоящий, къ 1-му января 1899 года въ Черниговской епархии. 

ЧЕВ,1902, №11, с.402.

ЧЕВ,1904, №14, с.551.

ЧЕВ,1904, №18, с.715.

ЧЕВ,1904, №19, с.746.

ЧЕВ,1905, №9, с.224.

ЧЕВ,1907, №8, с.173.

ЧЕВ,1907, №12, с.271.

ЧЕВ,1907, №18, с.599.