Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Проект «Брянское духовенство» > Биографическая база духовенства XX век

Демченко Евгений Кирович

Демченко Евгений Кирович
Благочинный

Дата рождения 1889

Место рождения село Костеничи Могилевской губернии (ныне Белоруссия)

Год рождения указан примерно: 1889(1880?)

История служения

Дата началаДата окончанияСанМесто служения
1921 - Иерей
19221928ИерейХрам во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца села Смотрова Буда Великотопальской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Клинцовский район Брянской области)
19281931ИерейХрам во имя святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца села Заборье Заборской волости Суражского уезда Черниговской губернии (ныне Красногорский район Брянской области)
1930 - Благочинный

Преследования

Дата арестаДата приговораПриговор
- -
- - лишение избирательных прав
08.01.193118.11.19313 года концлагеря
- - упоминается в деле, не приговаривался(-лась)

Биографическая справка

Родился в 1889 (1880?) г. в с. Костеничи Могилевской губ. (ныне Белоруссия) в семье священника, по национальности - белорус. До 6-ти лет жил в у.г. Сураже Суражского уезда Черниговской губернии (ныне территория Суражского р-на Брянской обл.), потом отец переехал в д. Верещаки Верещакской волости Суражского уезда Черниговской губернии (ныне территория Новозыбковского р-на Брянской обл.). После окончания Верещакской сельской школы, примерно в 1901 г. поступил в Стародубское Духовное Училище, проучился 4 года до его окончания. Затем поступил в Черниговскую духовную семинарию. После окончания Семинарии в 1911 г. работал учителем до августа 1914 г. в с. Яловка (др.назв. Ядловка, Еловка) Верещакской волости Суражского уезда Черниговской губернии (ныне территория Красногорского р-на Брянской обл.).

В 1914 г. был призван в царскую армию и в том же году направлен в краткосрочное юнкерское военное училище в г. Чугуеве (ныне город областного подчинения, Чугуевский р-н, Харьковская обл. Украина), которое окончил в 1915 г. С 1915 по 1917 гг. служил штабскапитаном, затем командиром роты и вся служба протекала на фронтах. В сентябре 1917 г. был отправлен в отпуск, из которого не вернулся, т.к. во-первых, царской армии уже не существовало, а во-вторых, устроился на службу заместителем начальника уездной милиции Суражской Земской Управы.

С января и до конца 1918 г. работал сельским учителем в с. Верещаки. Далее в конце 1918 г. был призван в Красную Армию в отдельный полк при штабе 13-й Армии гор. Ливны Орловского округа, служил в должности помощника командира полка при реввоенсовете 13-й Армии Западного фронта. В начале 1919 г. полк был переформирован в 27-й стрелковый полк, в котором до ноября 1919 г. прослужил в должности помощника командира полка, заболел крупозным воспалением лёгких и тифом. Под г. Ливны также принимал участие в боях с частями М...овских казаков и деникинскими отрядами. После выздоровления служил инспектором, по поручениям штаба 3-й Армии, до окончания войны с поляками в 1921 г. В том же году был членом комиссии по инструктированию инспекторов Западного фронта и по окончании работы этой комиссии был откомандирован в тыл помощником командира курсов в г. Клинцах, затем - командиром батальона 81-х курсов комсостава, начальником хозяйственной команды в г. Минске. После перевода на должность взводного командира со службы уволился в конце 1921 г.

В конце 1921 г. рукополагался в сан священника в г. Чернигове. Вот что он в тот период говорил о себе: “принятию сана священника меня побудили чисто семейно материальные обстоятельства, т.к. на получаемом жаловании учителя я содержать семью не мог бы... К тому же на меня бессомненно повлияло то, что мои предтечи около 200 лет служили церкви христианской”.

Прослужив священником 4 месяца, получил из штаба распоряжение о возвращении к месту службы как неправильно уволенного. Прибыв в г. Минск, в тот же день откомандирован в распоряжение З/фронта, где был уволен со службы как негодный для Красной Армии элемент ввиду принятия сана священника в 1922 г..

В 1922 или 1923 г. был лишён избирательных прав как священник.

В период с 1922 по 1928 гг. служил священником в деревянном храме во имя Святителя Николая села Смотрова Буда (др.назв.Смотровая Буда, Бусев, Плауновка) Великотопальской волости Новозыбковского уезда Гомельской губернии (ныне территория Клинцовского р-на Брянской обл.).

С 1928 г. и до ареста жил в с. Заборье Красногорского р-на Клинцовского округа Западной обл. (ныне территория Красногорского р-на Брянской обл.). Служил священником в храме во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца того же села.

С 1930 г. был назначен благочинным 2-го округа. За усердное служение имел церковные награды: “Еписк. Матфеем я награждён скуфиею, набедренником, и камилавкою и крестом наперстным”.

Был арестован 7 января 1931 г. и содержался в Красногорском арестном помещении по 1 категории. 30 января ему и другим арестованным было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР Демченко Е.К., Мельников Ф, Кибальчич А. “... как священники враждебно настроены против существующего госстроя под руководством бывшего штабскапитана ныне священника организовали... с Кулаками... с целью срыва хозяйственно полит. комп. на селе для чего два кулака... в колхоз с целью разложения последнего, одновременно выступая против всех проводимых компаний на селе, священником Демченко... была прочтена проповедь Антисов. характера с призывом не покидать церковь и не идти в колхоз, называя коммунистов Сатаной и т.д.... а потому... Демченко, Мельникова, Кибальчич... привлечь в качестве обвиняемых... предъявив им обвинение в антисоветской агитации против проводимых хоз(яйственно полит. комп.) на селе организации и участии групп... против колхозов и чтении проповедей в церкви антисов. сод. свящ...”.Виновным себя в предъявленном обвинении не признал.

Был членом организации “Истинно-православная Церковь”.

В своих показаниях он говорил: «... Я лично считаю, что орган ОГПУ ведет борьбу с контрреволюцией и религией, причем удар главным образом направлен на православную церковь. Из хода обстоятельств я пришел к заключению, что Сов власть ведет борьбу за окончательную ликвидацию и искоренение православной церкви и веры христианской. Начался этот поход на религию, церковь православную и духовенство у нас в России с 1928 года и к чему это воочию убедился в 1929/30 году, когда было разорено всё моё благочиние, священники подвергались арестам, закрывались церкви, началось стихийное бегство из церкви и в результате из имевшихся в благочинии 18 приходских церквей осталось только 3. Постоянно, повседневно в газетах и журнале “Безбожник” православная церковь и духовенство называется контрреволюцией, врагами Сов.власти и Сов. строительства. Мы священники были как загнанные звери, не смели говорить друг с другом, каждый час ожидали, что могут нас арестовать по любой клевете или ложному доносу. Весь этот год до моего ареста прошел как кошмарный сон. Это явление - преследование веры и священнослужителей я рассматриваю как исторически предрешенное, неизбежное, потому никаких мер против этого не считал нужным принимать. Свой арест я понимал до сих пор просто целью удалить меня изс. Заборье, для того чтобы дать свободу организации колхоза».

Также сохранилась следующая запись: “Имел я частые разговоры со священниками Козловым, Кибальчичем, Мельниковым... что делать нам, когда закрывались церкви и отказывались священники, просто друг друга спрашивали, “что думаешь делать” обыкновенно отвечали “буду служить покуда возможно”. Я сам служил и готовил сухари, ожидая своего ареста.”

Был обвинен в числе 79-ти человек в преступлении, предусмотренном ст.58 п.п.8, 10, 11 и ст.59 п.2 УК РСФСР. 18 ноября 1931 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к заключению в концлагерь сроком на 3 года, считая срок с 08/I-31 г. Реабилитирован 20 сентября 1994 г.