Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > История > Брянская Епископская кафедра

История

Брянская Епископская кафедра

Город Брянск, известный в древних летописях под названием Дебрянск, расположен на правом, холмистом берегу реки Десны, которая, получив свое начало в Смоленской губернии, близ города Ельни, уже в этом месте была судоходной рекою. В XII веке Брянск находился во владении Северских князей и получал от них посадников; со времени же татаро-монгольского нашествия и разорения Батыем Чернигова он стал княжеской резиденцией и приобрел первенствующее значение в обширном уделе князя Святослава Ярославича. По смерти Черниговского князя Святого Михаила Всеволодовича, замученного в Орде, сын его, Благоверный князь Роман Михайлович, не желал оставаться в опустошенном Чернигове и со всем своим двором, боярами и дружиной поселился в городе Брянске, которого не коснулась всесокрушительная рука Батыя и окрестности которого представляли зажиточное и довольно густое население. По соседству с Брянском разместились и младшие братья князя Романа: Мстислав – в Карачеве, Симеон – в Глухове, Юрий – в Тарусе. Черниговский епископ Порфирий II был взят татарами в плен и отведен в Глухов, где впоследствии татары дали ему свободу и «позволили идти, куда он хочет». Оставалось и епископу Порфирию последовать за паствой и искать убежища в Брянске. Где жил князь, там естественно было поселиться и епископу, чтобы княжеская и духовная власть, взаимно поддерживая одна другую, могли успешнее содействовать пользе государства и Церкви как в мирное время, так и в тяжкие годы испытаний. И местное предание подтверждает такое предположение, вполне согласное с обстоятельствами Брянского княжества и Черниговской Епископской кафедры. Так, когда в 1288 году, по просьбе Святого князя Романа Михайловича, доставлена была из Киева в Брянск чудотворная икона Божией Матери Печерская, то в числе лиц, вышедших с князем на сретение чудотворного образа, указывается и епископ; только епископ смог снять с древа икону Божией Матери; епископ участвовал с князем в основании Свенского Успенского монастыря, поделил дуб, на котором явилась чудотворная икона, на мелкие части и роздал их на благословение присутствовавшим, из которых «многие от того, – сообщает предание, – получили исцеление». В 1283 году, после смерти Киевского митрополита Кирилла II, на Русь из Византии прибыл новый митрополит-грек, святитель Максим. В 1299 году святитель Максим, накануне перемещения митрополии из Киева во Владимир, жил некоторое время в Брянске со всем своим клиром. «Пресвященный Максим, митрополит Киевский и всея Руси, не терпя насилия от татар в Киеве, поиде из Киева, и весь Киев разыдеся; а митрополит иде из Киева к Брянску, а от Брянска иде в Суздальскую землю, и тако пришед с крылосом и со всем житием своим и сяде в Володимери, и в Суздале, и в Новегороде в Нижнем...», – повествует летопись.

Летописи сохранили свидетельство о пребывании в Брянске святителя Петра. В 1332 году из Владимира Волынского через Брянск возвращался в Новгород архиепископ Новгородский Василий, преследуемый литовцами и Киевским князем Феодором. Примирившись с князем под Черниговом, «Архиепископ Новогородцкий Василей с посадники оттуду идоша к Брянску, и от Бряньска приидоша к Торъжку, месяца Ноября 3 день».

В 1341 году Брянский епископ венчал в городе князя Московского Иоанна Иоанновича с дочерью Брянского князя Димитрия Феодосией. Никоновская летопись повествует: «...князь Иван Иванович, внук Данилов, женися у князя у Дмитриа у Брянскаго».

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, учредил в Брянске Епископскую кафедру, что последовало одновременно с назначением на нее епископа Нафанаила, который в летописях именуется уже Дебрянским или Брянским: «Поставлении же его (святителя Алексия) епископи сии суть: Игнатей епископ Ростовский... Нафанаил епископ Брянский...». Но о времени посвящения Нафанаила в сан епископа сведений в летописях не сохранилось. Архиепископ Черниговский Филарет полагает посвящение епископа Нафанаила Брянского между 1356-1360 годами, когда город Брянск перешел под власть Литвы и из-за Брянской епархии происходил спор между святым митрополитом Алексием и его соперником Романом.

После кончины епископа Нафанаила святитель Алексий рукоположил на Брянскую кафедру Григория (упом. в 1377), именуемого в летописях архиепископом Черниговским: этот титул был усвоен ему Патриархом Константинопольским, из уважения к древней Черниговской кафедре, перенесенной в Брянск. Это же обстоятельство послужило поводом к титулованию и преемников Преосвященнейшего Григория «Черниговскими и Брянскими», хотя все они имели постоянное пребывание в Брянске и только изредка, по долгу архипастырскому и обстоятельствам времени, навещали древний Чернигов.

В бытность архиепископа Григория на Брянской кафедре Литовский князь Ольгерд искал возможность для отделения епархии от митрополита Московского и жаловался Патриарху на святителя Алексия, будто он не посещает Литовских епископий. Патриарх, уступив настойчивому требованию Ольгерда и просьбам юго-западных князей, посвятил в сан митрополита Киевского и Литовского Киприана, родом серба; но с тем условием, чтобы он, по смерти святителя Алексия, остался митрополитом всей России. Это было в 1376 году, за два года до блаженной кончины святителя Алексия. Брянская епархия, по всей вероятности, оставалась в ведении Московского, а не Литовского митрополита: иначе и преемник епископа Григория не мог бы быть рукоположен на Брянскую епархию митрополитом Пименом и не сопровождал бы его до реки Дон во время путешествия в Царьград.

В 1380 году преподобный Сергий Радонежский, по просьбе благоверного князя Димитрия Донского, благословил на участие в битве с татаро-монголами братий своей обители – схимонахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Преподобномученик Александр Пересвет, который ранее был боярином Брянским, поразил татарского богатыря Челубея и сам погиб в этом поединке. Преподобномученик Андрей Ослябя по одним источникам был боярином Любецким, по другим – тоже Брянским. В Куликовской битве сражались трое Брянских князей из разных родов: князь Глеб Иванович Брянский, князь Димитрий Брянский и потомок благоверного князя Романа Михайловича князь Роман II Михайлович.

После Преосвященного Григория Черниговской и Брянской епархией управлял епископ Исаакий, подобно своему предшественнику получивший титул архиепископа. В июле 1401 года Преосвященный Исаакий присутствовал на Московском Соборе и в списке Русских святителей занимал место выше Ростовского архиепископа.

Время кончины Брянского Владыки Исаакия неизвестно; но после него Брянская кафедра оставалась некоторое время праздной, причиной были церковные нестроения в Русской митрополии.

В период между 1460 и 1482 годами, а также с 1483 по 1485 годы в Брянске епархией управлял епископ Феодор Святый, упоминаемый в Любецком синодике как Феофан, уехавший от преследований литовцев в Москву и назначенный на Суздальскую кафедру.

Последующими Брянскими епископами были: Нектарий, известный только по памятникам Западной России (до 1499 г.), и Иона, называемый в тех же актах «нареченным Владыкою Черниговским и Брянским». Но так как в Любецком синодике Иона поминался между Черниговскими Епископами и в Русском Временнике называется «Брянским Владыкою», то, следовательно, он не только был избран на место Нектария, но и посвящен. При Преосвященном Ионе Брянская епископская кафедра была упразднена.

Первые обстоятельные сведения о Брянских храмах встречаются в писцовых книгах 1626-1629 годов; но едва ли можно сомневаться в том, что это были храмы, возникшие еще в период удельного княжения и Епископской кафедры в Брянске.

Захват Брянска Литвой не только не благоприятствовал возникновению в нем новых храмов, но, по сказанию летописца, сопровождался даже «опустением города», когда, следовательно, некоторые и из существовавших уже храмов могли упраздниться. То же можно сказать и о первом столетии, протекшем для Брянска под державой Московских государей, когда Литва оспаривала у Москвы владычество над Брянском и не раз опустошала его с окрестностями, из которых люди должны были спасаться в лесах «душею и телом».