Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > История > Брянский край в составе Патриаршей области

История

Брянский край в составе Патриаршей области

Церковная власть Смоленских Архипастырей, распространившаяся на Брянск, после кратковременной принадлежности его Приказу Большого Дворца, сменилась непосредственным епархиальным управлением Московских Патриархов. В жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Патриарху Филарету Никитичу от 26 мая 1625 года говорится: «Мы, Великий Государь и Великий Князь Михайло Федорович, всея России Самодержец, по совету и прошению отца нашего Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея России, пожаловали в Дом Пресвятыя Богородицы и Великих Чудотворцев Петра и Ионы отцу нашему Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея России, которые у него... в его Патриаршестве, в городех и в десятинах... во Брянску, в Карачеве, в Севске и во всей Комарицкой волости... и тех городов в пригородех монастыри и соборныя церкви и ружные и приходские храмы; а по нашему указу ведали их судом и управою, кроме духовных дел, во всяких делах в Приказе Большаго Дворца; и Мы... велели тех городов и монастырей архимандритов и игуменов, и черных попов и дьяконов, и братью, и слуг и служебников, и соборных протопопов, и протодьяконов, и попов, и дьяконов, и весь причет духовный, и монастырских вотчинных и церковных крестьян во всяких управах и в духовных делах судом и управою, кроме разбойных и татиных и кровавых дел... велели ведать и расправу меж ними чинить, и пошлины имать по уложенью отцу нашему... в домовую и в свою казну... вольно ему в своем патриаршестве ружных и приходских церквей тех городов и уездов на попов и на дьяконов и церковныя пустошныя земли свою святительскую дань и оброк положить, чем он которых ружных и приходских церквей попов и дьяконов и на пустошных церковных землях жильцов и пустую землю данью своею и оброком изоброчит».

Пустовые церковные земли, которые «вольно было Патриарху данью своею и оброком изоброчить», были многочисленны. В Брянском уезде такие земли находились в 26 селах. Пустые десятильничные места в городах сдавались также на оброк. Например, известно, что в городе Брянске на посаде, в верхней посопной слободе, место дворовое десятильничье занимал посадский человек Стенька Мокеев, «а оброку с того места платил Государю Патриарху в казну по 10 алтын на год». Сбор десятинных денежных доходов, по назначению Патриарха, производился или настоятелями монастырей, или соборными протопопами и священниками.

Многие стороны быта духовенства, несогласные с его призванием, были устранены. Так, при Патриархе Иоакиме, в 1682 году, духовным лицам воспрещено было иметь свои лавки с товарами, а кто имел таковые, тем велено лавки и товары продать; ослушники же против сего распоряжения отрешались от своих мест и служили наравне с посадскими людьми, платя подати. Это последнее распоряжение касалось, главным образом, городского духовенства; сельские же священно-церковнослужители, при скудости приходских доходов, жили по преимуществу хлебопашеством и собственноручно обрабатывали свои поля.

Города Карачев, Севск и Трубчевск, подвергшиеся разорению в Смутное время, в период Патриаршего Епархиального управления начали вновь заселяться и застраиваться новыми храмами и монастырями. В Карачевском уезде был восстановлен Воскресенский монастырь (Тихонова пустынь), в 1680 году приписанный к Воскресенскому монастырю, именуемому Новым Иерусалимом. При Патриархе Адриане получила надлежащее устройство Карачевская Одрина Николаевская пустынь.

Город Севск, после Деулинского перемирия сделавшийся порубежным городом Московского государства с Польским и с 1630 года – уездным центром, находился под особенным попечением Московского правительства, которое, заселяя опустевший город новыми жителями, способствовало строительству в нем храмов: из семи храмов города шесть были ружными, то есть состояли на Государевом жаловании. В 1631 году в версте от города Севска был основан Спасо-Преображенский мужеский монастырь. Основателем его был архимандрит Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря Корнилий, который, после того как город Новгород-Северский по Деулинскому перемирию отошел к Польше, не желал оставаться под иноверным владычеством и перешел с братиею, монастырской ризницей и хозяйством в Севск. Севский Свято-Троицкий девичий монастырь был основан, по преданию, в 1612 году, инокинями Путивльского Свято-Духова монастыря, пришедшими сюда с чудотворной Молченской иконой Божией Матери. Первое достоверное известие об этом монастыре относится к 1679 году, когда в нем была игумения Евдокия Акиндинова.

В 1646 году, 4 ноября, царь Алексий Михайлович, по благословительной и освятительной грамоте Патриарха Иосифа, велел воеводе Еропкину переделать верх католического костела и устроить на нем главу по Греко-Российскому обычаю храмов, обратив это здание в Соборный храм во Имя Живоначальной Троицы. Вслед за Соборным построены были в Трубчевске и другие храмы. В это же время в Трубчевске был возобновлен Спасо-Преображенский девичий монастырь, существовавший здесь издревле и сожженный гетманом Жолкевским, и основан Ильинский девичий монастырь. В Трубчевском уезде была основана Предтечева Яменская пустынь.

Спасо-Чолнский монастырь, по жалованной грамоте царя Феодора Алексеевича от 19 мая 1680 года, был приписан к Киево-Печерской Лавре, архимандрит которой просил «по случаю наступающих безвремений военных пожаловать им где-либо пристанище иметь в Великороссийской великой державе до времени тихаго...».

Вслед за Трубчевским Чолнским монастырем приписан был к Киево-Печерской Лавре и Брянский Свенский монастырь, который также очень пострадал во время войны с Польшей за Малороссию. Не успев еще оправиться от разорения, причиненного ему в Смутное время самозванцев, Свенский монастырь во время похода польского короля Казимира под Севск подвергся вместе с многими селами и деревнями Брянского уезда совершенному опустошению и разграблению от поляков и их союзников - крымских татар. «В 1664 году 9-го Генваря, – говорится в монастырской записи, – приходили под город Брянск Крымские ратные люди, стояли в Дому Пречистыя Богородицы и вконец разорили монастырь и церкви сожгли». Вследствие такого погрома обители, царь Алексий Михайлович, принимая во внимание, что на этом монастыре и до разорения его татарами числились большие недоимки в казну, которые он не мог уплачивать по своей бедности, не велел взыскивать в Государеву службу даточных монастырских людей, кроме того, освободил монастырь от взыскания ямских налогов. В 1681 году марта 28 дня от царя Феодора Алексеевича дана была о приписке Свенского монастыря к Киево-Печерской Лавре «послушная грамата», по которой описано было все монастырское имущество, а в следующем году – и царская жалованная грамота, в которой повелевалось именовать Свенскую обитель Ново-Печерским монастырем.

Под управлением Киево-Печерской Лавры Свенский монастырь достиг цветущего состояния как в духовно-нравственном, так и в материальном отношении. Свенская ярмарка, известная с 1632 года, стала еще более знаменитой, так что на нее приезжали не только со всех концов России, но и греки из Царь-Града и Македонии. Впоследствии, указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786 года, Свенский монастырь был отписан от Лавры.

* * *

Во время Патриаршего Епархиального управления Брянским краем в его пределах поселились раскольники. Это совершилось при следующих обстоятельствах. В 1683 году, когда Московские стрелецкие полки, служившие во время Турецкой войны в Киеве, Чернигове и других малороссийских городах, возвращались обратно в Москву, то Севскому воеводе, окольничему Леонтию Романовичу Неплюеву, велено было «вызнать и отобрать из них самых негодных – пьяниц и зерников, и всякому злому делу пущих заводчиков, и раскольников, и в Смутное время бывших убийц и грабителей, и ныне от тех не унимающихся, от коих и впредь опасно всякого дурна», и одну половину из них послать из Севска с начальными людьми в Курск, а другую водворить на вечное жительство в Севске. Поселенные таким образом в Севске стрельцы «раскольники», в числе 606 человек, к которым тогда же высланы были из Москвы их жены и дети, образовали «Сухареву стрелецкую слободу», в которой, по переписи 1711 года, было 464 двора, а в них 1540 душ обоего пола, кроме состоявших в походах. К ним в 1684 году велено было Трубчевскому воеводе Озерову выслать из Трубчевска «церковных раскольников Никиту Иванова, Силуана Акиндинова, Ерошку Широкова, Аросипку Феодорова, Ивашку Иванова, Ивашку Никифорова и Оську Максимова»; но так как Озеров почему-то не исполнил этого предписания, то в 1686 году, ноября 4 дня, последовало новое предписание воеводе Леонтию Андреевичу Шакловитову о высылке поименованных церковных раскольников в Севск к князю Ромодановскому.

В 1669 году на земли Стародубского казачьего полка, близ села Понуровка, переехал со своими прихожанами настоятель московского храма Всех Святых на Кулишках старообрядческий священник Косма. Затем появились на юго-западе современной территории Брянской Епархии и другие старообрядческие поселения. В 1783 году стародубские раскольники обратились к правительству с намерением воссоединиться с Православной Церковью и заложили основу единоверия.