Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > История > Брянский край в составе Синодальной области

История

Брянский край в составе Синодальной области

На основании указа от 18 декабря 1718 года было введено деление на губернии. Города Брянск, Трубчевск, Карачев и Севск были приписаны к Киевской губернии. По табелю губерний 1719 года значилось, что города Брянск, Трубчевск, Карачев и Севск с окружающими селами числились в Севской провинции Киевской губернии. Город Стародуб входил в Стародубскую провинцию, остальная часть Северщины была причислена к Киевской провинции той же губернии.

По реформе 1727 года из Белгородской, Севской и Орловской провинций Киевской губернии была сформирована Белгородская губерния, в которую вошла большая часть нынешней Брянщины.

При упразднении Патриаршества и учреждении Святейшего Правительствующего Синода, в 1721 году, Патриаршая область была переименована в Синодальную. В ее состав вошли города Брянск, Карачев, Трубчевск и Севск с их уездами и со всей Комарицкой (Комаричской) волостью.

Петр I, смотревший на монахов, как «на людей, поядающих чужие труды и производящих забобоны, ереси и суеверия», заботился о сокращении монастырей и уменьшении числа монашествующих. Так, указом его от 23 января 1723 года, повелевалось «во всех монастырях впредь отнюдь никого не постригать, а на убылыя места определять отставных солдат», равно больных, нищих и сумасшедших. Ближайшие преемники Петра I держались того же взгляда на монашествующих и продолжали сокращать их новыми указами и распоряжениями.

Те, кто желал иноческих подвигов и не мог быть принят в монастырь, убегали в лесные дебри и там подвизались в безмолвии, пока не попадали в руки рассыльных сыщиков и военных команд. Брянские, Карачевские и Трубчевские леса наполнились не только одиночными келлиями таких монахов, но и небольшими скитами, в которых жило по несколько человек. Здесь, кроме подвигов поста, бдения и молитвы, они совершали неустанные труды, делая из подручных деревьев ложки, корзины, лубочные коробки и другие предметы домашнего обихода, которые доставляли им необходимое пропитание. Во главе лесных иноков стояли иеромонахи и даже бывшие настоятели монастырей, от которых новоприбывшие получали пострижение. Молва о Брянских и Карачевских лесах, где желающие могли получить монашеское пострижение, прошла далеко. Сюда шли из Московской губернии, Сергиева Посада и Киева.

К этому времени относится начало внешнего и внутреннего расцвета Площанской пустыни, которая, вместе с Брянской Полпинской Предтечевой пустынью особенно покровительствовала лесным инокам. В начале 1740-х годов близ Площанской пустыни подвизался преподобный Феодор Санксарский (†1791). В Предтечевой пустыни подвизался старец Серапион, в схиме Симеон, бывший впоследствии устроителем и первоначальником знаменитой Брянской Бело-Бережской пустыни. В этой обители прославилась чудотворная икона Божией Матери Троеручица. Столбовский Николаевский монастырь был возведен на степень архимандрии, причем настоятелям его поручалось управление Столбовским Духовным Правлением, в ведении которого до 1744 года находился и город Карачев с уездом.