Икона Божией Матери БЕЛО-БЕРЕЖСКАЯ

Икона Божией Матери БЕЛО-БЕРЕЖСКАЯ

 

Бережская

Икона Божией Матери Бело-Бережская (Троеручица)

(1718, празднование 28 июня/11 июля и 12/25 июля)

Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», была принесена из Москвы в Бело-Бережскую Пустынь ее основателем и строителем старцем Срапионом в 1724 году. На иконе была следующая надпись: «1718 года месяца Декембрия в шестнадцатый день написан сей Святой образ московскими жителями, иконописцами Артемием Федоровым да Афанасием Ивановым, по обещанию по родителях своих». Предание говорит, что икону сию провожали из Москвы с колокольным звоном, чем предвозвещалось ее последующее прославление.

В июне 1831 года икона была в первый раз принесена из монастыря жителями города Брянска, а в августе месяце того же года жителями города Карачева. В обоих этих городах Царица Небесная оказала дивное избавление от губительной болезни - холеры. С того времени жители города Карачева установили неопустительным правилом переносить эту икону в свой город через год, жителями же Брянска икона бралась довольно часто. По окончании Божественной Литургии перед чудотворной иконой по просьбе благочестивых паломников ежедневно читался Акафист. Икона помещалась под балдахином, устроенном на четырех колоннах, переднею горело пять неугасимых лампад. Икону украшали ризами: в обычные дни серебряной  вызолоченной, украшенной камнями, а в праздничные дни - еще более драгоценной.

Сохранились записи чудесных событий, явивших особое заступление и попечение Царицы Небесной о Бело-Бережской обители через Ее чудотворную икону.

В одно время не стало в обители муки. Келарь приходит к настоятелю и докладывает, что мука вся израсходована, и хлеб печеный вышел весь, и что же завтра они будут есть? Настоятель приказал вымести закрома и поставить хлеб из той муки, которую соберут в выметенных закромах; а сам, отпустив келаря, стал молиться. Ночью вратарь слышит, что кто-то стучит в ворота и просит отворить их. Он, взяв ключи у настоятеля, отпер ворота и увидел несколько телег с мешками хлеба. Человек, находившийся при обозе, спросил у вратаря: «Куда сложить привезенный хлеб?» Вратарь пошел доложить об этом начальнику, но, возвратившись от него, не нашел человека при обозе, - принужден был обоз ввезти во двор. Рожь ссыпали, а телеги остались в монастыре. На другой день совершено было благодарственное молебное пение Пресвятой Госпоже Владычице Богородице, избавившей обитель от крайне затруднительного положения, пред чудотворною Ее иконою, именуемою «Троеручицею».

В 1821 году, при строителе Амвросии Богатыреве, мещанин города Карачева, Григорий Петрович Густяков, он же Серов, переносил по своему усердию Святую икону Божией Материв день Воздвижения Честного Животворящего Креста. Не доходя Карачева, около Густяковой мельницы, народ, сопровождавший икону, заметил, что в городе пожар. Все бросились в город. Густяков же с немногими остался при иконе, которую сопровождал иеромонах Иннокентий.Навстречу иконе вышел соборный протоиерей Иоанн Кутепов и хотел препроводить ее прямо в собор, но Густяков упросил, чтобы сначала принесли образ к его дому. Когда икону Божией Матери поставили у дома Густякова, она три раза покачнулась, знаменуя осенение дома Покровом Пречистой. Жена Григория Петровича, вышедшая с детьми навстречу, усердно молилась Царице Небесной и, конечно, заступлением Божией Матери, дом Густякова чудесно сохранился во время пожара. Тогда как пожар распространялся с неимоверной быстротой и все кругом было истреблено огнем, у Густякова вспыхивала крыша на доме, но сама собою угасала, загорелась баня, находившаяся сзади дома во дворе, и тоже, без всякого постороннего содействия, затухала; платья и вещи, лежавшие близ окон и дверей, сгорели, а дом остался невредим.

В 1826 году женщина из Жиздры, по имени Пелагия, долгое время страдала болезнию руки так, что вовсе не владела ею. Она увидела в сонном видении Бело-Бережского старца схимонаха Симеона (Пелагия прежде видела портрет его, и потому узнала при явлении), который сказал ей: «Когда будешь шить белье на Бело-Бережский монастырь, то будешь здорова». Она, прийдя в Пустынь, подробно рассказала о видении, взяла шить белье для Пустыни, и с того времени рука ее стала совершенно здоровой. В благодарность за такое чудесное исцеление она безплатно шила белье для Пустыни до своей смерти.

У одного офицера, служившего при Орловском кадетском корпусе, был крепостной мальчик, обучавшийся сапожному мастерству. С первых лет своей жизни мальчик страдал падучей болезнью; с возрастом болезнь усилилась, и бывало у него до восьми припадков в день. Не находя никаких средств к его исцелению, офицер вынужден был отдать его в общественную больницу. Находясь там и продолжая страдать, мальчик однажды увидел во сне почтенного старца, в котором впоследствии узнал по портрету схимонаха Симеона. Старец сказал: «Ты бы сходил в Белые Берега, отслужил там молебен Троеручице Божией Матери и Иоанну Предтече, что на воротах». Сон этот он видел трижды и рассказал о нем старшему врачу. Вскоре представился случай отправить мальчика в Бело-Бережскую Пустынь с отставным солдатом, жившим неподалеку. По дороге больного мучили страшные припадки, и последний был такой сильный, что мальчик похолодел и перестал дышать. Но, по милости Божией, через некоторое время он встал и дошел до Пустыни. Там был совершен молебен Матери Божией и затем Святому Иоанну Предтече в храме над монастырскими вратами. С тех пор более восьми лет не было с этим человеком ни одного припадка падучей болезни.

Помещица Щегловитова из Трубчевского уезда долгое время страдала глазной болезнью. Медицинские средства не помогали ей, но еще более вредили. Она даже приходила к мысли, что совсем лишится зрения. Однажды ночью явился ей в сонном видении старец и сказал, чтобы она отправилась в Бело-Бережскую Пустынь, отслужила там молебен пред иконою Божией Матери, именуемой Троеручицей, и панихиду по старцу Симеону, и взяла масла из лампады, которая горит на гробе старца. Она вскоре это исполнила, приехав в обитель. Вернувшись домой, помещица стала мазать свои глаза маслом из лампады, которая горела при гробе старца пред иконою Божией Матери «Знамение», и вскоре получила исцеление.

В 1847 году эпидемия холеры произвела страшное опустошение в городе Карачеве. Храмы были буквально заставлены гробами, а на улицах всюду встречались траурные процессии. Жители города находились в унынии. Наконец, они обратились к заступлению Царицы Небесной: подняли икону «Троеручицу» и перенесли из Бело-Бережской Пустынив Карачев. После всенощного бдения, Божественной Литургии и молебна обнесли Святую икону вокруг города, и заступлением Пресвятой Богородицы он был помилован. Эпидемия прекратилась. Уже в день торжества умирающих в городе не стало, тогда как в окрестностях его холера страшно истребляла народ. В память этого дивного избавления жители города Карачева соорудили великолепный фонарь для ношения с иконой, подобный фонарю Московского Успенского собора.

В 1920 году Бело-Бережская Пустынь была закрыта. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» построено здание детского санатория. Где находится Святая икона в настоящее время - неизвестно. В Брянское Епархиальное Управление был передан список этой иконы из Бело-Бережской Пустыни.

 

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»