Житие Священномученика Архиепископа Василия (Богоявленского)

Житие Священномученика Архиепископа Василия (Богоявленского) 

 

https://www.youtube.com/watch?v=v0nTOXQgd84

 
Василий

Священномученик Василий (в миру Василий Дмитриевич Богоявленский) родился 1 февраля 1867 г. в селе Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника; был близким родственником Священномученика Владимира, Митрополита Киевского. Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся искренней любовью к Святой Церкви и земному Отечеству и поэтому, по достижении совершеннолетия, у него не было сомнений в выборе пути... Он решил пойти по стопам своего отца, посвятить свою жизнь служению Господу и ближним. После окончания Тамбовской Духовной Семинарии (со званием студента, по первому разряду) 20 сентября 1888 г. Василий Дмитриевич Богоявленский был рукоположен во диакона к храму Рождества Христова в селе Старая Дегтянка Козловского уезда (ныне Сосновского р-на). 11 марта 1890 г. рукоположен во священника к храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Овсянка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, и в этой должности состоял до 1896 г., при этом был законоучителем в нескольких Церковно-приходских школах.

Неизлечимая болезнь жены заставила отца Василия подумать о других условиях служения Cвятой Церкви, побудила его разстаться с родной Тамбовской Епархией и переселиться в 1896 г. в Казань, для продолжения образования в Казанской Духовной Академии, ректором которой был в то время Епископ Антоний (Храповицкий). В Академии он состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, вел религиозные собеседования с нижними чинами учебных команд при пяти батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. Иерей Василий был дружен с Владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовными советами. В 1900 г., по окончании Академии со степенью кандидата Богословия, отец Василий, по предложению Епископа Антония, остался в Казани и продолжал нести свой пастырский подвиг еще и в качестве преподавателя Академии, служил в Кафедральном соборе г. Казани, затем в храме Казанского Троице-Феодоровского женского монастыря, с 1901 г. - в кладбищенском храме. В 1905 году отец Василий назначен ключарем Кафедрального собора, одновременно был законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского училищ, а также Речного училища первого разряда; в течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов Казанской Духовной Академии и Казанского Епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя Пресвятой Богородицы при Кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологическогно общества. В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время он написал сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического изследования» (Казань, 1907 г.), за которое советом Казанской Духовной Академии 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра Богословия. Тяжелое испытание, посланное отцу Василию Богом, преждевременная смерть жены, понято было ревностным пастырем как призыв всего себя отдать на служение Господу и Его Святой Церкви. По благословению Владыки Антония, отец Василий оставил Казань и поступил в Александро-Невскую Лавру. 14 августа 1908 г. он принял монашеский постриг от Гдовского Епископа Кирилла (Смирнова), будущего Священномученика, с оставлением прежнего имени. 15 октября иеромонах Василий был назначен ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением с сан архимандрита. Будучи ректором Семинарии, архимандрит Василий проявил особый педагогический талант и организаторские способности, что стало известным за пределами Черниговской Епархии.

26 июля 1909 г. в Александро-Невской Лавре состоялась хиротония архимандрита Василия во Епископа Сумского, викария Харьковской Епархии, которую возглавил Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский). За два года пребывания на кафедре Епископ Василий благоустроил Куряжский Преображенский монастырь, служивший местопребыванием Сумского Епископа, устроил при нем два странноприимных дома. В марте 1911 г. он стал Епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской Епархии, и 12 мая того же года был назначен Епископом Черниговским и Нежинским. За первые два года пребывания на кафедре Архипастырь объехал Епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал Богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя Святого князя Александра Невского и Епархиальный дом имени Императора Николая II, освящение которых состоялось 14 ноября 1912 года. По благословению Епископа Василия, 11 апреля 1912 г. в Никольском хуторе Новгород-Северского уезда было открыто второе Епархиальное женское училище (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отделением. Училище вскоре было названо Васильевским – во имя Святителя Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия, предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Свято-Троицком монастыре Епископ Василий устроил духовную музыкально-певческую школу.

В 1914 г. Черниговское Епархиальное Управление на собранные пожертвования приобрело дворец графа Завадовского в с. Ляличи Суражского уезда для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений. Один из первых взносов на покупку дворца (1 тыс. рублей) внес Черниговский Архипастырь. 6 мая 1915 г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской Епархии. 6 августа 1915 г., по благословению Епископа Василия, была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.

Епископ Василий активно руководил деятельностью братства Святого князя Михаила Черниговского, созданного в 1888 г. Основными задачами братства были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку в братстве в основном состояли крестьяне.

К 1916 г. в Черниговской губернии действовали 15 отделений братства, 1059 сельских братств, в которых состояло до 20 тысяч человек. В целях укрепления миссионерской деятельности, по предложению Епископа Василия произошло объединение всех Епархиальных миссионерств в общество при братстве Святого князя Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г. было учреждено братство Святого Филарета Милостивого при Епархиальном женском училище. Епископ Василий придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г., в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова Государем Императором Николаем II, под руководством Епископа Василия была создана книга «Картины Церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории».

В 1912 г. в Епархии начал выходить научно-Богословский журнал «Вера и жизнь».

С 1914 г. братство Святого князя Михаила Черниговского издавало газету «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала три раза в неделю, затем ежедневно). В 1913-1914 годах Епископ Василий присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г. был назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде, в октябре того же года возведен в сан Архиепископа. После февральского переворота 1917 г., по распоряжению Черниговского губисполкома, Архиепископа Василия дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе. Имя его было оболгано в печати. Невиновность Владыки была полностью доказана, и его освободили. 14 апреля 1917 г., по указу Временного правительства, Архиепископ Василий был освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой и назначен настоятелем Николаевской Теребенской пустыни Тверской Епархии, 11 августа переведен настоятелем в Московский Заиконоспасский монастырь.

20 июля 1918 г. Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918 годов Архиепископ Василий был включен в состав Собора. 24 июня наз-начен благочинным ставропигиальных монастырей. По постановлению Священного Собора Российской Православной Церкви от 14-17 августа, для разследования обстоятельств ареста Священномученика Андроника, Архиепископа Пермского, была направлена в Пермь комиссия во главе с Архиепископом Василием, в которую вошли еще два члена Собора: миссионер Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми. Советское правительство не препятствовало этому разследованию и даже предоставило комиссии отдельный вагон. Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине Пермских мучеников. Это вызвало гнев местных коммунистов. Когда по окончании разследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело Владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне, и к могилам мучеников начались паломничества, у могилы совершались чудотворения. Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и предали сожжению. По другой версии, Архиепископ Василий был арестован и после непродолжительного тюремного заключения разстрелян вместе с другими членами комиссии. Судьба членов Комиссии была неизвестна членам Собора, в октябре 1918 г. Соборный Совет предпринимал попытки узнать о судьбе Новомучеников.

Мученическая кончина Святителя последовала 27 августа 1918 г. Архиепископ Василий был прославлен в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

 

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»