Житие Священномученика Епископа Макария (Гневушева)

Житие Священномученика Епископа Макария (Гневушева)

 
Макарий

Епископ Макарий (в миру Михаил Васильевич Гневушев) родился в 1858 г. в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии. В 1882 г. окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата Богословия и назначен преподавателем Киево-Подольского Духовного Училища. В 1883 году определен наставником Острожской учительской Семинарии, в 1885 году – преподавателем Киевского женского училища, и в 1890 г. – преподавателем Киевской Духовной Семинарии. В 1895 году Михаил Васильевич был награжден орденом Святой Анны III степени, в 1904 г. – II степени. В 1907 г. он поставлен епархиальным наблюдателем Киевских Церковно-приходских школ.

Овдовев, Михаил Васильевич вступил на монашеский путь. 10 февраля 1908 г. он был пострижен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре с именем Макарий. Через неделю его рукоположили во иеродиакона, а еще через день - во иеромонаха. 24 марта 1908 г. он был назначен настоятелем Московского Высоко-Петровского монастыря, с возведением в сан архимандрита. 16 мая того же года архимандрит Макарий был назначен членом 2-й экспедиции Московской Духовной Консистории, а 15 июня избран членом Совета Православного Миссионерского общества. Будущий Святитель принимал активное участие в церковной и общественной жизни города, соучаствовал в учреждении Православных братств. Он был назначен главой делегации московского духовенства на погребении Святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского. Архимандрит Макарий был председателем Московского Союза Русского Народа.

1 ноября 1909 г. архимандрит Макарий был назначен настоятелем Московского Ново-Спасского монастыря. В марте следующего года он представил в Московскую Синодальную контору доклад, в котором писал о недостатках монастырской жизни и предложил меры, направленные на возвышение религиозно-нравственного авторитета монастырей.

В Ново-Спасской обители наряду с исправлением нравов братии настоятель заботился и о подготовке послушников. Монастырской школе для послушников он хотел придать миссионерско-проповедническую направленность. За короткий срок своего существования (1909-1914) эта школа подготовила хороших проповедников, среди ее учащихся был и будущий Новомученик - Архиепископ Павлин (Крошечкин). Указом Святейшего Синода от 12 июля 1910 г. предусматривался ряд мер для укрепления монашеской жизни в обителях, в том числе учреждение общежития и развитие старчества. В докладе Московской Синодальной конторе архимандрит Макарий отметил, что предпринятые в Ново-Спасском монастыре меры к возвышению иноческой жизни уже дали положительные результаты. В то же время он считал, что невозможно штатный монастырь сразу преобразовать в общежительный и что введение общежития - «длительный и трудный процесс, основанный на внутреннем преобразовании самой братии». «Едва ли можно ожидать много пользы для монашествующей жизни, - писал архимандрит Макарий, - если иноки будут обращаться к старцам за руководством по указанию настоятелей». По его мысли, лишь общий подъем иноческой жизни может естественно привести к появлению старчества там, где его еще нет, и к укреплению его там, где оно существует.

С первых дней своего настоятельства архимандрит Макарий энергично осуществлял духовно-нравственное просвещение Богомольцев и посетителей Ново-Спасского монастыря. Особое значение он уделял общенародному пению. Слава о пении Ново-Спасского народного хора распространилась далеко за пределы Москвы. Плоды трудов архимандрита Макария не замедлили сказаться: уже через год число молящихся возросло настолько, что появилась необходимость разширить Никольский храм обители, который после переустройства вмещал 2000 человек. Там проводились ежедневные религиозно-нравственные чтения для народа.

4 января 1909 г. в Москве было учреждено Братство в честь Воскресения Христова, членом правления которого стал архимандрит Макарий. В это братство в 1910 г. было принято Ново-Спасское братство церковного пения и трезвости. Архимандрит Макарий продолжил благотворительную деятельность, традиционную для Ново-Спасской обители: монастырь жертвовал деньги на ремонт других обителей и храмов, финансировал детские учреждения, Церковно-приходские школы. Архимандрит Макарий принял участие во всех Церковных торжествах, связанных с перенесением мощей Преподобной Евфросинии Полоцкой, происходивших 18-22 мая 1910 г. Он был удостоен звания почетного члена Полоцкого Церковного Братства. В декабре 1910 г. архимандрит Макарий выступил с инициативой создания в Москве особого общества для постоянной помощи Западно-Русскому Православному населению.

Внимательно следил архимандрит Макарий и за политической жизнью страны. Так, перед выборами в IV Государственную Думу, он опубликовал обращение к Православному духовенству, в котором призвал пастырей противостоять разрушительной деятельности партий, объединившихся против Русской Православной Церкви.

11 июля 1914 г. архимандрит Макарий был назначен Епископом Балахнинским, викарием Нижегородской Епархии. Наречение и хиротония были совершены в Нижнем Новгороде. На новом месте служения, несмотря на преклонный возраст и подорванное здоровье, Епископ Макарий прилагал все усилия для предотвращения катастрофы в жизни государства и Церкви. Он активно выступал за возвращение церковности в систему просвещения и воспитания, за возрождение духовно-нравственных основ Российской государственности. В ноябре 1915 года выступал на совещании монархистов в Петрограде, был избран в состав Совета монархических съездов.

В январе (?феврале) 1917 г. Владыка Макарий был назначен Епископом Орловским и Севским. Свою деятельность на Орловский Кафедре он начал с обращения к духовенству и верным чадам Церкви, в котором призвал совместными усилиями противостать разрушительному антигосударственному движению. Однако голос Архипастыря не был услышан.

В обстановке нестроений и противоречий при попустительстве так называемой «демократической» власти была организована кампания по отстранению новоназначенного Епископа от Кафедры. 26 мая (? в июле) 1917 г. Владыка Макарий был уволен на покой и поселился в Смоленской губернии: сначала в Спасо-Авраамиевом монастыре Смоленска, затем в Спасо-Преображенском монастыре Вязьмы, где устроил братство во честь Рождества Христова. В Архиерейском доме при большом стечении народа звучали церковные песнопения и проповеди Архипастыря.

Деятельность Святителя не могла не вызвать ненависти у новой богоборческой власти. 22 августа 1918 г. он был арестован. Когда в камеру на следующий день пришел келлейник, он увидел на лице и теле Владыки Макария следы побоев и издевательств, сам он был острижен, без бороды, в солдатском одеянии. Архипастыря обвинили в создании «контрреволюционной организации, целью которой было свержение советской власти». Он был этапирован в Смоленск, где без особых разбирательств 4 сентября 1918 г. ему был вынесен смертный приговор по обвинению в «организации белогвардейского возстания».

По воспоминаниям его дочери, четырнадцать приговоренных к смерти были доставлены в пустынное место под Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых. Он был застрелен последним.

По другим воспоминаниям, осенив себя крестным знамением, он попросил не завязывать ему глаза и указать место, где ему встать. Проходя мимо красноармейцев, он вдруг остановился около одного из них, благословил его и сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое – твори волю пославшего тебя». Дойдя до указанного места, Святитель громко сказал: «Отче мой! Прости им, не ведают, что творят. Прими дух мой с миром». Раздался приказ, за ним выстрелы…

Вскоре красноармеец, к которому обращался Епископ Макарий, увидел его ночью во сне. Владыка благословил его, но ничего не сказал. Через полтора года красноармеец был уволен от службы в связи с туберкулезом легких и обратился в больницу. Состояние его ухудшалось. На вопросы больной отвечал, что почти каждую ночь убитый им Архипастырь благословляет его во сне, так ничего и не говоря. Спустя полгода ывший красноармеец умер, перед смертью непрестанно повторяя, что греху этому нет прощения и что жизнь его теперь не имеет смысла.

Епископ Макарий был реабилитирован Прокуратурой Смоленской области 14 апреля 1993г. Священномученик Макарий причислен к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000г.

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»