Житие Священномученика Митрополита Серафима (Чичагова)

Житие Священномученика Митрополита Серафима (Чичагова)

 
Чичагов

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье военного, принадлежавшей к одному из наиболее знаменитых дворянских родов России. В 1875 г. окончил Императорский Пажеский корпус, состоял на военной службе. В чине поручика артиллерии участвовал в Балканской войне (1876-1877), герой Плевны, Георгиевский кавалер. Под впечатлением пережитого стал задумываться над вставшими перед ним на войне со всей отчетливостью вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. По возвращении с Балкан в Петербург, он на определившихся для него путях ко Господу нашел духовную поддержку у Святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, чьим духовным сыном он был на протяжении многих лет. В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак с Н. Н. Дохтуровой. В уклад своей семьи он сумел внести дух Православного благочестия, это супружество возвышенностью взаимоотношений отличалось от обычных великосветских браков.

Будучи военным, Чичагов стремился претворить в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Так, он состоял ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения лекарственных трав, что давало возможность использовать их и в военно-полевых условиях. Интересовался Леонид Михайлович и Богословскими науками. Выйдя в отставку в чине полковника, в 1893 году Л. М. Чичагов по благословению Святого Иоанна Кронштадтского принял священнический сан: 28 февраля 1893 г. он был рукоположен во иерея. Служил в московском храме Двенадцати Апостолов. Возстановил этот храм на собственные средства. С 1895 г. служил в храме Святителя Николая на Старом Ваганькове.

В 1895 г. умерла его жена. Скорбя об утрате близкого человека и сосредоточившись на молитве, он устремился в это время к монастырской жизни, что сказалось и на его творческих интересах: именно тогда он начал составлять и ныне широко читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это стало для него началом изучения жизни и подвигов Преподобного Серафима Саровского.

В 1898 году отец Леонид Чичагов принял постриг с именем Серафим и был причислен к братии Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре он, уже в сане архимандрита, был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Будущий Святитель продолжал работу над «Серафимо-Дивеевской летописью». Постоянно ощущавший духовную поддержку Преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации Преподобного Серафима Саровского в Святейшем Синоде непосредственно к Государю Императору Николаю II. В деле, представленном архимандритом Серафимом, Государь принял искреннее участие. Деянием Синода 1903 года Саровский старец Серафим причислен к лику Святых Русской Православной Церкви.

В 1904 г. архимандрит Серафим был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 10 апреля 1905 г. в Успенском соборе Московского Кремля он был хиротонисан во Епископа Сухумского. Хиротонию совершил Священномученик Митрополит Московский Владимир (Богоявленский), в сослужении других Архипастырей.

3 февраля 1906 г. Епископ Серафим был переведен на Орловскую кафедру. В Орловской Епархии деятельно трудился для возрождения христианской жизни в народе. Для этой цели распространял среди духовенства литературу, проводил частые собеседования и умножал благотворительность среди народа.

Возрождая и устраивая церковную жизнь в приходах, он утверждал, что в их обязанности входила организация пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни, решение духовно-просветительских задач, устройство больниц, школ, столовых и Богаделен. «Духовное возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, возстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения», – учил Святитель.

О любви к Владыке разных слоев населения, особенно интеллигенции, свидетельствует то, что в Орловской областной публичной библиотеке имени И. А. Бунина сохранилась книга И. Белоруссова «Дательный самостоятельный падеж в памятниках церковнославянской и древнерусской письменности» (Варшава, 1899 год) с автографом: «Его Преосвященству, Высокочтимому Архипастырю Серафиму почтительнейший автор».

В 1907 г. назначен присутствующим членом Святейшего Синода. С 16 сентября 1908 г. – Епископ Кишиневский и Хотинский. 16 мая 1912 г. возведен в сан Архи¬епископа. С 20 марта 1914 г. – Архиепископ Тверской и Кашинский. В этом же году награжден крестом на клобук. Повсюду он проявлял себя в качестве ревностного устроителя приходских общин.

Владыка Серафим был разносторонне одаренным человеком: проповедник, музыкант, живописец, писатель, врач. В храме во имя Святого Пророка Илии на Обыденке в Москве хранится написанная им икона, изображающая Спасителя в белом хитоне.

Несмотря на государственный переворот, происшедший в 1917 году, Владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. Он участвовал на правах правящего Архиерея Тверской Епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, на котором возглавил Соборный отдел «Монастыри и монашество». Изгнанный раскольниками со своей Кафедры в конце 1917 года, Святитель Серафим был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую Кафедру, вступить в управление которой не смог из-за разворачивавшихся в Польше военных действий. В 1921 году, когда он был уже в сане Митрополита, его арестовали и приговорили к ссылке в Архангельскую область.

Вернувшись через год в Москву, Митрополит Серафим вскоре опять был арестован: ему вменялось в вину прославление Преподобного Серафима Саровского. А потом Святитель вновь должен был покинуть Москву. Несколько лет он жил вдали от нее, в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей, пребывая в молитве, раздумьях о судьбах России и Церкви, и работая над второй частью «Серафимо-Дивеевской летописи». В 1928 году он возвратился к делам церковного управления с назначением на Ленинградскую кафедру, где царил в то время дух смуты и церковного разделения, охвативший значительное число действовавших в Ленинграде Православных приходов.

В своих проповедях Владыка Серафим призывал народ церковный к строго Православной жизни, стремился духовно укрепить свою паству, побуждая прихожан усилить молитву, чаще причащаться Святых Христовых Таин. В 1933 году 77-летний Святитель, отдавший все силы служению в Епархии, был уволен на покой. Последние годы своей жизни Владыка Серафим провел под Москвой. В деревенской тиши, в духовных размышлениях над Богословскими и аскетическими сочинениями, в молитвенных бдениях Святитель Серафим подводил итог своей жизни и готовился к встрече с Господом Иисусом Христом. Преодолевая тяжелые телесные недуги, он молился о тех, кто забыл о Спасителе и гнал Его Святую Церковь.

Арестованный в ноябре 1937 года 82-летний старец, больной и немощный, был доставлен на носилках в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных ему обвинений и держался мужественно. Архипастырь был разстрелян 11 декабря 1937 года на полигоне НКВД в Бутово. Так завершилось Святительское служение Митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего исповеднического пути. Реабилитирован 10 ноября 1988 г.

Священномученик Серафим прославлен в лике Святых определением Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года.

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»