Житие Священномученика протоиерея Варлаама (Попова, 1880-1937)

Житие Священномученика протоиерея Варлаама (Попова, 1880-1937)

 
Варлаам

19 июня 1880 года, в день памяти преподобного Варлаама Важского, Шенкурского (†1462) в семье священника села Лобаново Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии Петра Попова родился мальчик, которого во Святом крещении нарекли именем Варлаам.

В 1891 году, когда Варлааму исполнилось 11 лет, он был определен в приготовительный класс Духовного Училища, которое находилось в уездном городе Севск. Училище в то время не имело собственного здания, и уже 14-й год занятия проходили в наемных помещениях. 20 сентября 1892 года в городе Севск происходило торжественное освящение нового здания Духовного Училища и устроенного при нем домового храма во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было совершено Преосвященнейшим Мисаилом (Крыловым, † после 1918), Епископом Орловским и Севским.

В 1896 году Варлаам Попов был переведен в Орловскую Духовную Семинарию, которую успешно окончил в 1903 году.

После выпуска он был определен учителем образцовой одноклассной Церковно-приходской школы при второклассной школе села Воскресенск на Мезине Орловского уезда Орловской губернии. Молодой учитель добросовестно выполнял свое новое послушание. В 1906 году, по резолюции Преосвященнейшего Кириона (Садзагелова, † 1918), Епископа Орловского и Севского, Епархиальным Училищным Советом ему была выражена благодарность за усердные и полезные труды по Церковно-школьной деятельности.

11 октября 1906 года Варлаам Петрович Попов был определен на священническое место к храму во Имя Святой Троицы села Поздняшовка Севского уезда. 8 декабря 1906 года Преосвященный Митрофан  (Афонский, † 1920), Епископ Елецкий, Викарий Орловской Епархии, рукоположил его во диакона во время Божественной Литургии в Крестовом храме Орловского Архиерейского Дома. 10 декабря 1906 года, в день памяти Святителя Иоасафа Белгородского, Преосвященный Митрофан во время Божественной Литургии в Орловском Кафедральном Соборе рукоположил диакона Варлаама во священника.

Молодой священник являлся заведующим и законоучителем Поздняшовской Церковно-приходской школы, и уже в 1909 году был удостоен Архипастырского благословения с грамотой за усердные и полезные Церковно-школьные труды.

1 января 1917 года отец Варлаам был перемещен на священническое место в родное село Лобаново.

 

В сентябре-октябре, когда во время гражданской войны шли ожесточенные бои за Севск, в Комаричах и Лобаново находился Кубанский полк Красной армии. Красноармейцы хотели убить священника и его семью. Предупрежденный жителями села Гороховым Феодосием, Клевановым Ионой и другими, отец Варлаам укрылся и в течение четырех дней крестьяне скрывали своего батюшку от расправы.

После прихода деникинцев отец Варлаам возобновил службы в храме, на которых поминал временное правительство, Патриарха Тихона и местного Архиерея. Через три недели в середине октября деникинские части стали отступать. Крестьяне не решились больше укрывать батюшку, и он  принял решение с семьей перебраться на Украину к брату Николаю Петровичу, в Александро-Грушевск. На телеге, с четырьмя  маленькими детьми, матушкой, которая ждала пятого ребенка, семья через Севск и Поздняшовку добралась до станции Арбузово в Курской губернии. Там отец Варлаам продал лощадь, и они поездом добрались до Харькова. Продолжать путь всем вместе было сложно, и батюшка оставил семью в Борисовской Тихвинской женской пустыни. Добрался до Александро-Грушевска, но брата там не нашел. Через четыре дня безплодных поисков он вынужден был уехать в Екатеринодар.

Впоследствии, на допросе, отец Варлаам так описывал эти события. «…Я уехал в Екатеринодар. Средства мои истощались, и я нашел приют в Духовном Училище против Екатеринодарского Собора, ничем не занимался до декабря месяца 1919 года, и  средством к существованию были остатки с ученического стола. С декабря месяца я уехал в Лебяжский монастырь Кубанской области, где ни на какой службе не состоял, ходил молиться в церковь и довольствовался монастырской трапезой до половины декабря 1919 года. Затем я уехал в станицу Переяславскую Брюховецкой волости Каневского отдела Кубанской области, по просьбе больного священника о. Иоанна Нецветаева, где служил до апреля 1920 года. В апреле 1920 года я возвратился домой в село Лобаново и поступил священником в город Севск, куда и переехал».

С 1 мая 1920 года священник Варлаам служил в храме во имя Великомученицы Варвары города Севск. Как священнослужитель, он был лишен избирательных прав.

С 10 марта 1924 года он служил в Кресто-Воздвиженском храме города Севск. Об этом времени вспоминает дочь батюшки Галина Варлаамовна. «После того, как наша семья вернулась в Севск, папа получил назначение в кладбищенский храм во имя Святой Великомученицы Варвары. Мы поселились в церковном доме, который примыкал к ограде храма. Помню разговор, который состоялся между родителями. Папа говорит: “Вот уже несколько дней приходят люди из-за <реки> Марицы, прихожане Кресто-Воздвиженского храма и просят о том, чтобы мне перейти служить в их храм”. В 1924 году папу перевели служить в этот храм. Первое время мы жили в доме родителей мамы, который стоял рядом с храмом во имя Архистратига Михаила. Потом снимали дом на улице Виноградова у Дубровских, потом, наконец, купили небольшой дом прямо напротив храма. В доме была кухня и комната, разделенная на две части. Для того, чтобы подготовиться к служению Божественной Литургии, папа вставал рано, около пяти часов утра, и долго молился. Иногда я просыпалась и смотрела, как папа молится. Служил он очень часто, почти каждый день. А днем к нему приходили люди. Принимал всех радушно. Совершал Таинства и требы: причащал, соборовал, отпевал. Заниматься хозяйственными делами у папы не было возможности, он успевал только заготавливать дрова. Он всегда ходил только в подряснике и рясе. И только тогда, когда колол дрова, переодевался в рабочую одежду. В нашей семье не было достатка, но я помню, как папа и мама устроили для нас, пятерых детей, Рождественскую елку. Мы сами вырезали из бумаги игрушки, а родители приготовили для нас скромные подарки. В нашей семье жила папина тетя, Неонилла Афанасьевна. Папа был очень добрым, никогда не повышал голос, был терпелив к нашим детским шалостям. Большое внимание он уделял образованию детей: первые две дочери стали учителями. Из-за притеснений, которые терпели семьи священнослужителей, меня удочерила старшая сестра Зинаида, которая вышла замуж и сменила фамилию. Среднюю школу я заканчивала в Комаричах, а затем переехала в Воронеж к тетушке, где поступила в техникум. Папа всегда поддерживал нас, и, несмотря на свою бедность, помогал нам материально и продуктами питания».

Священник Варлаам активно боролся с обновленческим расколом.

10 апреля 1925 года обновленческое «Брянское епархиальное управление» издало Указ Церковному совету и священнику Воздвиженской города Севска церкви, в котором говорилось: «Вследствие непризнания священником Воздвиженской города Севска церкви Варлаамом Поповым Синодальной власти правящего Брянскою Епархиею Епископа Петра, Епархиального органа Управления, его распоряжений, и открытой агитации против законной церковной власти, основанной на ложных и клеветнических сообщениях среди народных масс города, его предосудительного поведения, не соответствующего каноническим достоинствам пастыря, Брянское Епархиальное Управление постановило: отрешить священника Варлаама Попова от занимаемого им места при Воздвиженской города Севска церкви с запрещением священнослужения во всех приходах Брянской Епархии, о чем предлагается церковному совету сообщить местным городским властям к сведению».

11-го апреля 1925 года отец Варлаам был арестован и заключен в Брянский Губисправдом. 11 июня того же года он был освобожден под подписку о невыезде и вернулся в Севск. 1 декабря он был вновь арестован и заключен в тюрьму г. Брянск.

24-го декабря священника Варлаама освободили, «принимая во внимание, что распространение слухов именно со стороны Попова следствием не установлено, а также и то, что надобность содержания Попова Варлаама Петровича под стражей миновала».

С 1930 года протоиерей Варлаам стоял во главе борьбы с обновленчеством в городе Севск. До этого он являлся членом Благочиннического совета, а после 1932 года – благочинным Севского округа. Не взирая на опасность, отец Варлаам оказывал помощь возвращавшимся из заключения священникам.

Известно, что в зимнее время на исповедь к отцу Варлааму приходило много школьников, и он уделял им особое внимание.

В 1932 году протоиерей Варлаам был арестован по обвинению в хранении золотой валюты: с 14-го октября по 18-е ноября он находился в Брянском Домзаке и был освобожден.

Настал 1937 год, в котором многие православные священники приняли мученическую кончину. Среди них был и протоиерей Варлаам Попов. 2 августа 1937 года он был арестован, 22-го нояб¬ря 1937 года приговорен к разстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.

8-го декабря 1937 года, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, протоиерей Варлаам Попов принял мученическую кончину – был разстрелян в городе Брянск. 27 июля 1989 года он был реабилитрован Прокуратурой Брянской области.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года протоиерей Варлаам Попов причислен к лику Святых – включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»