Главные

  • 31
    Июл
    2012

    В Екатеринбургской епархии совершат молебен на месте обнаружения человеческих эмбрионов

          Москва, 31 июля. Пресс-служба Екатеринбургской епархии распространила сообщение о проведении на месте обнаружения человеческих эмбрионов рядом с трассой Нижний Тагил - Екатеринбург в Свердловской области специального богослужения, которое состоится утром 3 августа.   «3 августа в 10:00 на месте обнаружения останков перед иконой Вифлеемских младенцев будет совершена молитва о невинно убиенных. На богослужение соберутся священнослужители и участники пролайф-движения из Екатеринбурга, Москвы и других городов», – сообщается в пресс-релизе Екатеринбургской епархии.   «Ужасаясь тем, что так можно было поступить с человеческими останками, нельзя не обращать внимания на первопричину такого отношения. Сначала этим детям было отказано в праве называться людьми, затем – в праве на жизнь и на погребение», – сказано в сообщении.   В пресс-службе Екатеринбургской епархии подчеркивают, что найденные под Невьянском тела представляют собой не биологический материал, не медицинские отходы, а именно останки 248-ми крошечных младенцев, не родившихся на свет.   «Сколько бы ни прятали мы убийство за словами "аборт", "прерывание беременности", сколько бы ни называли живых детей "плодами" и "эмбрионами" – суть дела от этого не меняется. Задуматься и одуматься нас заставляют такие вопиющие случаи, как этот. Может быть, эти дети уже после своей смерти сумеют удержать чьих-то матерей и отцов от непоправимых шагов и помогут сохранить жизни многих людей», – выражают надежду в Екатеринбургской епархии.   В совершении молитвы по нерожденным детям также примут участие организаторы международного автопробега «От океана до океана»: руководитель медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов и президент благотворительного Фонда защиты семьи, материнства и детства Алексей Комаровский. По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла возглавит молебен руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.   В минувший вторник Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата заявил о том, что общество и государство никогда не решат демографическую проблему, если люди продолжат относиться к своим нерожденным детям как к мусору или сырью для медицинской промышленности.   «Патриарх Кирилл с глубокой скорбью принял известие об этом происшествии и призывает всех верных чад Русской Православной Церкви молиться о том, чтобы их соотечественники одумались и положили конец как чудовищному по своему размаху и обыденности умерщвлению детей в материнской утробе, так и варварскому отношению к останкам нерожденных людей», – сказал В. Легойда.   --  Пресс-служба Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви +7 (343) 253-10-43 --  Синодальный информационный отдел Московского Патриархата +7 (495) 781-97-61  ...

    Читать далее
  • 30
    Июл
    2012

    Брянские миряне

      Дорогие читатели! В ваших руках новое издание Брянской епархии — журнал «Брянские миряне». Приступая к работе над этим журналом, мы руководствовались насущной необходимостью освещения церковной жизни во всем ее многообразии на Брянской земле. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,16) — призывает нас, православных христиан, Спаситель. Именно это является первоочередной целью издания. Наш свет — это плоды деятельности Православной Церкви: духовно-нравственное, патриотическое просвещение и воспитание, милосердие и благотворительность, утешение вскорбях и многое другое. Основная же задача Церкви — свидетельство о Христе Воскресшем, о Его неоскудеваемой любви к спасенному Им роду человеческому. Свидетельство об Имени Христовом движет нами — священнослужителями, монашествующими и мирянами в совершении христианских добродетелей. Поэтому Церковь ныне действует по преимуществу в той среде, которая наиболее нуждается в утешении, в укреплении надежды, в возрождении любви. Брянское духовенство, наравне с собратьями других епархий, окормляет находящихся в заключении, в больницах, домах престарелых и детских приютах, заботится и милосердует о тех, кто в этом нуждается особенно. Церковь постоянно напоминает о необходимости поддержания и укрепления общечеловеческих ценностей — семьи и Отечества, проповедует о неложном, неискаженном, должном восприятии этих понятий. Вместе с тем мы не имеем права молча взирать на пропаганду греха, порока и ложных, чуждых ценностей, что в последнее время, к прискорбию, приходится наблюдать все чаще. Свидетельство о Божием милосердии, Его промысле о роде человеческом, о трудах Христовой Церкви на Брянской земле, о жизни христианской и о спасительных плодах духовных — любви, вере и надежде, я надеюсь, вы прочтете на страницах нашего нового журнала. Бог в помощь редакции этого издания в дальнейших творческих трудах. Читателям журнала желаю доброго назидательного чтения, выражаю надежду на то, что публикации «Брянских мирян» воодушевят многих к совершению христианских и человеческих добродетелей. Храни вас Господь!  +АЛЕКСАНДР Епископ Брянский и Севский г. Брянск, 2012  ...

    Читать далее
  • 30
    Июл
    2012

    Подари мне жизнь

        Воскресенье 29 июля. Участниками молодежного движения Храма во имя Святой блаженной Ксении Петербуржской была проведена противообортная акция под названием "Подари мне жизнь". Молодым женщинам раздавались брошюры, рассказывающие о последствиях абортов и содержащие информацию по их предотвращению.  По стаистике, ежегодно, делается от 1,6 до 2 миллионов абортов. Акции, неоднократно проводимые молодежными организациями Русской Православной Церкви в городе Брянске, направлены на улучшение ситуации, сложившейся в демографической сфере в нашем регионе. Пресс-служба Брянской Епархии  ...

    Читать далее
  • 27
    Июл
    2012

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве

      27 июля 2012 года, в канун дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и в канун Дня Крещения Руси — государственного праздника России, Белоруссии и Украины, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — Днем Крещения Руси, и с днем памяти Крестителя нашего — святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира. И у этого величественного памятника с дивным видом на Днепр невольно представляешь себе все величие подвига, который совершил благоверный и равноапостольный князь. Крещению Руси предшествовали годы осмотрительного изучения всего того, что тогдашний мир предлагал с точки зрения религиозного выбора. И из всего многообразия этих предложений князь Владимир делает судьбоносный выбор, принимая веру православную. А поелику крещение князя не было только его личным делом, — ведь крестился глава народа, — то его выбор стал выбором всего народа. Мы не можем даже представить себе, насколько трудным был этот шаг святого князя Владимира. Каждый из своего личного опыта знает, как сложно противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они входят в плоть и кровь людей, они создают некую внешнюю культуру, выйти из которой означает совершить поступок мужественный, поступок, несомненно сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира. Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала человеческие инстинкты, она сопровождалась бурными застольями, как и кровавыми жертвоприношениями. Та вера формировала не только национальный облик народа, но и некую видимую культуру; однако великий благоверный и равноапостольный князь делает решительный шаг в другую сторону. Наверняка в то время были люди, которые говорили, что он делает неправильный выбор из всех имеющихся предложений. И знаем точно, что многие из народа не одобрили его выбора, потому что душой оставались язычниками. Им было трудно порвать со свободой языческих нравов и принять новые обязательства пред Богом, которые требовали духовного подвига, самоограничения, — то есть того, что было противно языческому образу жизни. Но, несмотря на эти трудности, совершилось историческое деяние: вместе с Крещением Русь сделала свой цивилизационный выбор и на протяжении веков сохраняла верность этому выбору. В наше непростое время мы сталкиваемся с теми же искушениями, с которыми столкнулся равноапостольный князь Владимир. Кто-то говорит об ошибке великого князя, о том, что не в ту географическую сторону обратил он свой взор, что надо было сделать иной выбор, и тогда, мол, наша жизнь была бы лучше. Наверняка то же самое говорили древние киевляне: зачем он делает этот выбор? Зачем возлагает на нас новые бремена? Зачем требует от нас того, что не требовала старая вера? Но ведь и сегодня для многих, как и для древних язычников, православная вера является бременем неудобоносимым. Некоторым кажется, что она связывает их личную свободу, что она требует невозможного, что она мешает жить в свое удовольствие, по голосу плоти. Действительно, христианство, в отличие от языческого образа жизни, — будь то в глубокой древности или в нынешнее время, — требует работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли, восхождения горЕ. А идти вверх, как мы знаем, гораздо тяжелее, чем спускаться вниз. Вот это требование к каждому человеку и ко всему народу становиться лучше и лучше, духовно и нравственно укрепляться, многие и сегодня воспринимают как бремена неудобоносимые, повторяя ропот язычников-киевлян. Но победил князь Владимир, определив цивилизационное развитие своего народа, включив через Таинство Крещения свой народ в великую традицию духовной и нравственной жизни, увенчанную и украшенную подвигом сонма святых и новомучеников. И сегодня мы верим, что, несмотря на языческие соблазны мира сего, продолжая дело святого равноапостольного великого князя Владимира, мы будем идти вперед, будем стремиться горЕ, потому что человек, не устремляющийся к небу, обречен на то, чтобы пресмыкаться на земле. Я хотел бы от всего сердца пожелать всем нам, Украинской державе, народу Украины, всем народам исторической Святой Руси сохранять верность тому выбору, который совершил равноапостольный и благоверный великий князь Владимир. Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто принял участие в этой символической и духовно напряженной молитве на этом особом святом месте, поблагодарить представителей всех братских Поместных Православных Церквей, которые прибыли в Киев, чтобы отпраздновать 20-летие пребывания на Киевском престоле Блаженнейшего владыки митрополита Владимира. Хотел бы также сердечно приветствовать постоянных и временных членов Священного Синода Русской Православной Церкви и выразить радость в связи с тем, что по установившейся традиции мы вчера имели возможность провести заседание Синода и принять важные и судьбоносные решения, касающиеся жизни нашей Церкви. Еще раз, обращая свой мысленный и молитвенный взор к святому равноапостольному князю Владимиру, помолимся ему о приобщении новых и новых поколений людей к тому духовному выбору, который он совершил дерзновенно и мужественно, еще будучи язычником, но прозревая величие и красоту христианского бытия. Аминь. С праздником всех вас поздравляю! Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  ...

    Читать далее
  • 27
    Июл
    2012

    В Русской Православной Церкви опровергают публикацию немецкого издания «Frankfurter Allgemeine»

          Москва, 26 июля. Синодальный информационный отдел Московского Патриархата опубликовал письмо в редакцию одного из ведущих изданий Германии ежедневную газету «Frankfurter Allgemeine Zeitung», в котором председатель отдела Владимир Легойда опровергает ряд утверждений статьи госпожи Kerstin Holm под заголовком «Der angekündigte Tod der Opposition» от 19 июля 2012 года, искажающей информацию о деятельности Русской Православной Церкви в пострадавшем от наводнения городе Крымске.   «Немецкие журналисты традиционно пользуются огромным уважением у российских коллег, в первую очередь за свое умение бережно обращаться с фактами. Тем сильнее были удивление и горечь от текста статьи "Der angekündigte Tod der Opposition". Несправедливые утверждения способны шокировать и создать негативное отношение граждан Германии не только к церковному сообществу в России, но и ко многим тысячам православных христиан — членов Русской Православной Церкви, постоянно живущих в вашей стране», — сказано в письме В. Легойды.   «В статье о протестных настроениях в России среди прочего содержалась критика Русской Православной Церкви. Наверное, многое из сказанного имеет право быть озвученным в условиях свободы слова. Однако помимо оценочных суждений в статье приводились и конкретные утверждения: журналист в частности сообщал — жители пострадавшего от наводнения города Крымска обижены на Церковь за то, что она, якобы, не оказала им помощи, а священники требовали денег за отпевание погибших», — поясняется в письме.   Представитель Московского Патриархата в своем письме редакции «FAZ» перечисляет общеизвестные в России факты о той большой помощи, которую Церковь незамедлительно оказала пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае, и подчеркивает, что созданный автором статьи образ православных священников не соответствует действительности.   «Я призываю всех своих коллег, в том числе журналистов Frankfurter Allgemeine Zeitung, к объективному и беспристрастному освещению произошедшего в Крымске. А также надеюсь на то, что между немецкими изданиями и Русской Православной Церковью сложится нормальный диалог, способствующий росту доброжелательности и понимания между народами», — заключает Владимир Легойда.   25 июля 2012 года в редакции издания «Frankfurter Allgemeine Zeitung» подтвердили получение письма Владимира Легойды, однако какого-либо содержательного ответа на него до сих пор получено не было. Также ничего не известно о том, будет ли тест письма опубликован на страницах «FAZ».   Полный текст письма Председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви в редакцию издания «Frankfurter Allgemeine Zeitung» на русском и немецком языках читайте на сайте СИНФО.   --  Синодальный информационный отдел Московского Патриархата +7 (495) 781-97-61  ...

    Читать далее
  • 26
    Июл
    2012

    В Крымске создана церковная комиссия для оказания индивидуальной помощи пострадавшим

          Священники обходят дома пострадавших семей и выясняют индивидуальные нужды людей   Москва, 26 июля.  Группы священников из церковного штаба помощи обходят пострадавшие дома Крымска, утешают пострадавших, оказывают психологическую поддержку и выясняют, в каком объеме и какая именно материальная помощь им необходима. Священнослужители, группами по несколько человек, посетили около 1500 пострадавших семей.   «Если раньше заявки на адресную помощь принимались непосредственно в храме, то сейчас они составляются по итогам обхода пострадавших домов священниками. - Говорит руководитель отдела по социальному служению Екатеринодарской епархии архимандрит Трифон (Плотников). -  Наша задача – более точечно выявить нужды людей и оказать помощь именно тем, кому она больше всего нужна». К 26 июля более 2200 семей получили адресную помощь от Церкви: пострадавшим передаются постельные принадлежности, одеяла, пылесосы, утюги, электрочайники и др.   Церковь поможет также тем пострадавшим, кто в силу разных причин не может рассчитывать на полноценную государственную поддержку. Такие случаи будут передаваться на рассмотрение специальной комиссии, которая была создана накануне в Екатеринодарской епархии. Комиссию возглавил руководитель отдела по социальному служению Екатеринодарской епархии архимандрит Трифон (Плотников). В состав Комиссии также вошел представитель Отдела по церковной благотворительности Московского Патриархата. Комиссия должна будет определить размер и форму материальной помощи конкретной семье. В настоящий момент Церковью собрано более 20 миллионов пожертвований в помощь пострадавшим от наводнения. «Недавно к нам обратились беженцы из Узбекистана, которые проживали в Крымске до наводнения на съемной квартире. – Говорит руководитель направления по организации помощи в ЧС Отдела по церковной благотворительности Московского Патриархата Полина Юферева. – Сейчас они не могут рассчитывать на государственную поддержку, наша комиссия уже приступила к рассмотрению этой просьбы».   Помимо материальной помощи пострадавшим требуется и духовно-психологическая поддержка. Священники по-прежнему оказывают ее в центральном штабе МЧС, а также при храме Михаила Архангела, где развернут церковный штаб помощи, и во время выездов на дома к пострадавшим. «Духовно-психологическая помощь требуется многим: как, например, одинокой бабушке 75 лет, которая после наводнения из-за стресса не выходит из дома, или одной женщине, которую при обходе домов нашли в крайне истощенном физическом и психологическом состоянии», - отмечает Полина Юферева.   Напомним, что церковный штаб помощи пострадавшим развернут отделом по социальному служению Екатеринодарской епархии на территории храма Святого Архангела Михаила в г. Крымск с первого дня трагедии. Пострадавшим оказывается необходимая помощь: в соответствии с адресными заказами на дом доставляется гуманитарная помощь, при храме организовано горячее питание. В настоящий момент штабу помогает около 35 добровольцев.                              Телефон координатора в храме в Крымске: 8-953-072-12-30. Адрес храма: Крепостная улица, д. 10. В Москве церковный сбор помощи организован по адресу: Ленинская слобода, д.19 строение 6 (м. Автозаводская). Пункт приема помощи работает с 11 до 21. Телефон: 8-901-593-97-58. Список нужд опубликован и постоянно обновляется на сайте www.miloserdie.ru   Отдел по церковной благотворительности Пресс-служба (495) 911-72-97 diaconia@yandex.ru www.diaconia.ru     --  Синодальный информационный отдел Московского Патриархата +7 (495) 781-97-61  ...

    Читать далее
  • 25
    Июл
    2012

    Престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Троеручица»

             25 июля 2012 года в Бело-Бережской мужской пустыни во имя Иоанна Предтечи состоялось праздничное Богослужение в честь престольного праздника иконы Божией Матери «Троеручица». Богослужение совершил настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников), ему сослужили настоятель Бело-Бережской пустыни игумен Глеб (Шматов), иеромонах  Леонид (Куприянов), иеромонах Иоасаф (Жиляев), иеромонах Тихон (Антропко).      С пастырским словом к молящимся обратился архимандрит Сергий (Булатников): «Даже в совсем заброшенных монастырях сохраняется благодать, потому как святые места эти намолены. И сегодня здесь мы также молимся, молимся перед иконой Божией Матери «Троеручица». Мы пришли к ней, как к своей Матери, каждый со своими скорбями, радостями и печалями. И Божия Матерь слышит нас, если мы пред Ней открываем свое сердце, просим Ее помощи и покровительства. Даже земная мать не спит, когда болеет ее дитя, она молится о том, чтобы ее дитя было здорово, она готова отдать жизнь за своих детей. И если такой бывает любовь земной матери, то какова же тогда любовь Матери Небесной? И мы с вами, Православные христиане, наверное, самые счастливые люди на земле, потому что кроме земной матери мы имеем Небесную Мать. И Ее святые иконы, Ее чудотворные лики свидетельствуют нам об этом».      Богослужение завершилось Крестным ходом с молебном, после чего игумен Глеб (Шматов) пригласил всех Богомольцев на общую, праздничную трапезу.   Пресс-служба Брянской Епархии  ...

    Читать далее
  • 25
    Июл
    2012

    Крымск глазами очевидца: о работе семинаристов-добровольцев

          Москва, 25 июля. Сегодня из Крымска вернулась домой группа добровольцев из московских и санкт-петербургских духовных школ. В Крымске семинаристы помогали в работе церковного штаба помощи, разгружали фуры с гуманитарными грузами, формировали адресные заказы и привозили гуманитарную помощь на дом к пострадавшим, утешали и беседовали с людьми. О работе семинаристов и силе духа на Кубани рассказывает руководитель группы семинаристов, помощник проректора по воспитательной работе Московской Духовной Академии и Семинарии иеромонах Кирилл (Сорокин): - Когда мы ехали в Крымск, нами двигало одно желание – помочь людям, оказавшимся в беде, пережившим страшное бедствие. И в этой ситуации мы не испытывали чувство потери какого-либо комфорта или недостатка в благах современного мира. Все ребята оказались готовы к тем походным условиям проживания, которые были в Крымске. Я бы сказал, что многие, в том числе и я, за время, проведенное в Крымске,  привыкли к такому образу жизни. Сам город, храм Архангела Михаила, в котором находился штаб помощи пострадавшим, наш палаточный городок, люди, с которыми мы здесь встретились, стали нам родными. Мы покидали этот город, когда в нем только-только стали появляться признаки спокойной жизни. Но пострадавшие от наводнения районы выглядят удручающе. Жители, пострадавшие от стихии, еще не скоро смогут войти в обычный ритм жизни. И уезжая, мы понимали, что предстоят еще огромные труды по восстановлению нормального быта крымчан, точка еще не поставлена. Теперь, по возвращении домой, мы не забудем того, что видели, разрушенных улиц, скорбящих людей, но будем молитвой помогать им пережить эту трагедию.   - Сейчас, уже возвращаясь, есть ли что-то, чего Вы так и не смогли понять, уезжая из Крымска, что-то, что вас потрясло, восхитило? - Восхитило, потрясло – это отношение людей к трагедии. Посещая жителей, пострадавших от наводнения, слушая их рассказы о том, как они пережили стихию, мы поражались их вере и мужеству.Почти в каждом доме были иконы, что говорит о вере людей. И практически все молились во время наводнения. Причем многие оказывались запертыми водой в четырех стенах, ночью, без света, с маленькими детьми. Вода прибывала и когда подъем воды закончится, никто не знал. Люди молились… Потом, спустя две недели, когда мы их посещали, они не роптали, не убивались горем, а благодарили Бога. Это сильные духом люди. Это пример веры. Еще поразило отношение приехавших волонтеров. На вопрос «почему вы поехали в Крымск?», молодые ребята, лет 18-ти, у которых казалось бы летом много разных развлекательных мероприятий, просто отвечали: «Увидели по ТВ репортажи и поехали, ведь у людей беда…». Слава Богу, что таких людей много.    - Многие ждали приезда Патриарха Кирилла. Удалось ли Вам застать Его Святейшество? И какие впечатления оставил этот визит? - Да, мы застали приезд Святейшего Патриарха Кирилла. Видно было, что Патриарх сильно переживает эту трагедию. Сострадает людям, потерявшим своих близких, оставшихся без жилья. Боль народа – это его боль.    - Как складывались отношения между волонтерами, ведь люди собрались разные? - Люди-то  разные, а цель - одна. Никаких проблем во взаимоотношениях не было.  Мы работали в поселке Нижнебаканский с разными людьми из разных регионов России. Не слышал и не видел каких-то разногласий. Все делают одно дело – помогают в беде. Когда у кого-то трагедия, то уже не до личных амбиций и ссор. Таким духом помощи и жили волонтеры.    - В какой помощи люди нуждаются прежде всего, что самое главное? - Думаю, главное - дать почувствовать людям, что они не оставлены. Говорят, что перед лицом трагедии лицемерие исчезает и обнажаются истинные человеческие пороки, страхи, добродетели... Из разговоров с людьми видно, что проявились их вера и мужество. Одна девушка рассказала, что ее муж учавствовал в спасении людей. Он милиционер. Так вот он пообещал жене, что как только все закончится, они повенчаются. На Кубани сильный народ.    - Что было самым сложным? Чему пришлось учиться? - Нам всегда есть чему учиться. Каждый день мы должны проживать с пользой для своей души. Вокруг нас много людей, которые, может быть даже не знают заповедей, не являются людьми воцерковленными, но имеют многие добрые качества, которые можно брать в пример для подражания. Как говорил один из святых отцов, если среди ближних есть человек, имеющий какую-либо добродетель, то надо учиться у него исполнению этой добродетели. Нас окружало в Крымске множество хороших людей, которые отличались любовью, милосердием, состраданием, самоотверженностью, мужеством. Этому надо учиться всегда. Служение священника невозможно без оказания духовной помощи людям, оказавшимся в какой-либо беде, имеющих какую-либо скорбь. Те ребята, которые приехали в Крымск, можно сказать, прошли практику настоящего пастырского служения – оказания духовной помощи. Кого-то надо было утешить в его печали, кого-то поддержать и вселить веру и надежду на Бога, кому-то просто было необходимо почувствовать, что он не один в беде.   - Можно ли говорить о всеобщей взаимовыручке? - Безусловно. Это национальная трагедия. Только человек с окаменевшим сердцем не может сострадать в этой беде. На мой взгляд, в этой катастрофе проявилась сила русского народа. Мы, из разных регионов России, с разными характерами, разных возрастов и социального положения собрались вместе, чтобы оказать помощь жителям Крымска. Крымск стал родным городом для нас. Когда мы уезжали, то слышали слова благодарности от жителей за оказанную помощь.         Отдел по церковной благотворительности Пресс-служба (495) 911-72-97 diaconia@yandex.ru www.diaconia.ru   --  Синодальный информационный отдел Московского Патриархата +7 (495) 781-97-61  ...

    Читать далее
  • 25
    Июл
    2012

    День Крещения Руси будет отмечен колокольным звоном во всех епархиях Русской Церкви

          Москва, 25 июля. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси 28 июля в храмах и монастырях всех епархий Русской Православной Церкви будет совершен колокольный звон.   Колокольный звон в день памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира, который отмечается в ряде стран как День Крещения Руси, начнется в полдень по местному времени каждой епархии.   Таким образом, колокольный звон «волной» пройдет по всей канонической территории Русской Православной Церкви.   В 12:00 по киевскому времени и в 13:00 – по московскому одновременно прозвучит единогласный благовест пяти Лавр – Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Успенской Почаевской, Александро-Невской и Успенской Святогорской.   --  Синодальный информационный отдел Московского Патриархата +7 (495) 781-97-61  ...

    Читать далее
  • 25
    Июл
    2012

    Проект «Положения о монастырях и монашествующих»

      Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. *** Настоящее Положение составлено на основании Устава Русской Православной Церкви (глава XII, §8): «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, “Положения о монастырях и монашествующих” и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем». Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях.   I. Монашество   а. Общие понятия Монашество является существенной и неотъемлемой частью Священного Предания. Монашеству, как особому виду христианского подвига, было положено начало трудами преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Египетского и других отцов-пустынников. Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам:«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25). Необходимым условием выбора монашеской жизни является особое призвание, понимаемое как глубокая ответная любовь человека ко Господу Иисусу Христу, побуждающая к решительному и всецелому подвигу отвержения себя и мира. «Истинный монах, — говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, — и здесь Христа любит так, что ничто не может его разлучить от любви ко Христу (Рим. 8:35) и разрешитися желает и со Христом быти (Фил. 1:23), что показывает и в делах, убегая ради Христа в пустыни и горы, и уединенные обители, и старается быть едино со Христом, чтобы обитал в нем Христос со Отцем и Духом»1. Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты. Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина2, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.   b. Формы монашеского жительства. С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие. Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена. Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий. Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.   II. Монастыри   а. Общие положения «Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1). Открытие монастыря происходит по решению Патриарха и Священного Синода при соблюдении следующих условий: ходатайства перед Патриархом и Священным Синодом со стороны епархиального архиерея; наличие устава монастыря, утвержденного епархиальным архиереем; наличие места и условий для жительства монашеской общины; наличие существующей как минимум в течение года общины монашествующих. Препятствием к открытию монастыря может являться нахождение в частной собственности объектов недвижимости и земель, на которых предполагается открытие монастыря. Принятие решения о прекращении деятельности монастыря находится в компетенции епархиального архиерея и Священного Синода. Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья. Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря. Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря. Открытие скита или подворья монастыря на территории иной епархии происходит по благословению Патриарха в ответ на просьбу епархиального архиерея монастыря, письменно согласованную с епархиальным архиереем той епархии, где предполагается открыть скит или подворье.   b. Деление монастырей по типу подчинения По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные. Ставропигиальные монастыри находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины). Епархиальные монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея. Приписные монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью. Открытие приписного монастыря на территории иной епархии происходит по решению Патриарха и Священного Синода в ответ на просьбу епархиального архиерея основного монастыря, письменно согласованную с епархиальным архиереем той епархии, где предлагается открыть приписной монастырь. При этом архиереями представляются на усмотрение Патриарха и Священного Синода предложения по урегулированию вопроса о каноническом подчинении приписного монастыря. Полноту ответственности за фактическое управление приписным монастырем, исправную жизнь монашеской общины, соблюдение устава несет игумен основного монастыря. Игумен приписного монастыря во всех вопросах управления монастырем действует под руководством игумена основного монастыря.   c. Регламентация деятельности монастырей Деятельность монастырей определяют следующие документы: Устав Русской Православной Церкви; настоящее Положение; внутренний устав монастыря, регламентирующий деятельность монастыря согласно Церковному преданию, каноническому праву, церковному Преданию, традициям монастыря, современным условиям, — принимается Духовным собором монастыря и утверждается епархиальным архиереем; гражданский устав монастыря, регламентирующий деятельность монастыря согласно действующему законодательству страны пребывания. Общую координацию деятельности монастырей осуществляет Синодальный отдел по монастырям и монашеству.   III. Управление монастырем   а. Игумен Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы). Настоятелем исторически значимых или крупнейших мужских монастырей епархии может быть назначен епархиальный архиерей, именуемый священноархимандритом монастыря. В таком случае монастырем руководит игумен в должности наместника. Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря3. Игумен отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря. Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.   b. Духовный собор Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.   IV. Внутренняя жизнь монастыря   Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь является общежитием, построенным на высоких принципах христианской общины, и поэтому все насельники должны с уважением, почтением и любовью относиться друг ко другу, видя в ближнем прежде всего образ Божий. Старшие насельники должны создавать и поддерживать в обители атмосферу братолюбия и взаимного доверия. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.   а. Поступление в монастырь К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами. Желающий начать монашескую жизнь должен обратиться к игумену, представив следующие документы: удостоверение личности, рекомендации священнослужителей, документы об образовании и квалификации, военный билет. Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.   b. Подготовка к монашеству Трудничество. Все миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца (если иное не определено внутренним уставом монастыря), поступают в число трудников. Отношения монастыря и трудника определяются внутренним и гражданским уставами, а также распоряжениями руководства монастыря. Пребывание в обители трудников возможно только на добровольной основе. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушение установленных для трудников правил. Послушничество. По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен. Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена. Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре. Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.   c. Монашеский постриг Испытательный срок, через который проходят послушники, не ограничивается упомянутым выше трехлетним периодом и может быть продлен по единоличному или совместному с Духовным собором решению игумена монастыря. Решение о совершении над послушником монашеского пострига принимается епархиальным архиереем по письменному представлению игумена или игумена совместном с Духовным собором. Прежде обращения к епархиальному архиерею игумен лично удостоверяется в отсутствии у кандидата к постригу следующих препятствий: несовершеннолетний возраст; документально подтвержденное серьезное психическое заболевание; обремененность долговыми, семейными и прочими подобными гражданскими обязательствами; нахождение под предварительным или судебным следствием по уголовному делу. Кроме того игумен монастыря лично удостоверяется в свободном изволении послушника на принятие пострига. В случае выявления факта принуждения к постригу каким-либо лицом, постриг не может быть совершен. Если уже после пострига станет достоверно известно, что постригаемый был принуждаем к постригу, не давал добровольного согласия или не находился в полной ясности ума, то такой постриг признается недействительным. Виновные в принуждении к постригу несут каноническое наказание, определяемое епархиальным архиереем. Игумен испытывает кандидата на знание содержания монашеских обетов и основ монашеской жизни, а также чинопоследования пострига, настоящего положения, внутреннего устава монастыря. Приступающему к постригу объясняется, что монашество принимается пожизненно и оставление монастыря и монашества является тяжким преступление перед Богом, Которому даются монашеские обеты. В случае каких-либо сомнений, колебаний или неадекватного поведения кандидата постриг необходимо отложить. В мужских обителях монашеский постриг совершается в монастыре епархиальным архиереем или игуменом монастыря в присутствии братии с участием духовного наставника, который станет восприемником новопостриженного. В женских обителях постриг совершается таким же образом епархиальным архиереем или уполномоченным им викарным архиереем, либо монашествующим лицом в иерейском сане. Монашеские постриги вне монастырей (так называемое монашество в миру) являются исключением из общего правила и могут быть совершены только по особому благословению епархиального архиерея при наличии достаточных оснований. К таковым, в частности, относится несение особых форм церковного служения, требующих нахождения в миру. Данные о лицах, постриженных вне монастырей, ежегодно направляются в Синодальный отдел по монастырям и монашеству с разъяснением причин. Монахи, непорочно живущие в малой схиме, могут быть пострижены в великую схиму. Решение о том принимается епархиальным архиереем по представлению игумена или игумена совместно с Духовным собором. Великая схима предполагает несение усиленного молитвенного правила и особых видов духовного подвига.   d. Священнослужители в монастырях Священнослужение в монастырях является формой церковного послушания. Священнослужители монастырей должны ревностно выполнять требования церковных канонов, устава монастыря, блюсти традиции обители, подавать благой пример всем насельникам. Необходимое для монастыря количество священнослужителей определяется епархиальным архиереем по представлению игумена. В мужских монастырях кандидаты для рукоположения подбирают ...

    Читать далее
Сообщение отправлено
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Православное время Яндекс.Метрика Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Художественная артель «Догмат»