Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Периодика > Публикации > Отчитки: лечат или калечат?

Публикации

13 января 2023 г.

Отчитки: лечат или калечат?

Нередко приходится слышать от людей не только не воцерковленных, но и постоянных прихожан сетования о том, что мало осталось «сильных» священников, которые могли бы совершить некое чудо ‒ дать четкое указание, как поступить в тех или иных случаях жизни, предсказать будущее, совершить «отчитку», то есть изгнать беса. Последнее будоражит умы людей и заставляет обходить обители и храмы нашей необъятной страны в поисках подобного «опыта». Эти стремления не являются чем-то предосудительным, однако «дьявол кроется в деталях», и за этими поисками человек порой может потерять нечто важное ‒ волю и способность к исправлению греховной жизни.

Одержимость злыми силами или тяжкий душевный недуг?

Одержимостью является состояние, при котором человек находится под сильным влиянием демонов, падших духов, диавола. Данное состояние предполагает либо частичное, либо полное отсутствие контроля не только над своими мыслями, словами и поступками. О том, что причиной подобного могут являться злые силы, ясно свидетельствует Священное Писание. Немало рассказов об изгнании злых духов содержится в Евангелии, одним из самых знаменитых является исцеление Гадаринского бесноватого (Лк. 8:26‒39). Как тогда, так и сейчас таким людям необходима помощь Милостивого Господа, подающего помощь тем, кто ищет Его.

Четко определенных «симптомов» одержимости не существует. Однако даже благодаря опыту из обыденной жизни мы можем вспомнить такие расхожие фразы ‒ «одержим злобой, завистью, ревностью». То есть человек поглощен страстью или навязчивой мыслью и не может от этого легко избавиться даже тогда, когда понимает губительность своего положения. Более «конкретные» признаки беснования также упоминаются в Библии ‒ немота, эпилептические припадки, хуления святых и даже дар прорицания. Однако нельзя не учитывать того, что все это и многие иные примеры необычного поведения могут быть следствием серьезного психического заболевания, которое имеет свой код согласно Международной классификации болезней. И мы подходим к одному из ключевых вопросов ‒ одержим ли человек, либо же страдает тяжелым заболеванием? Один из пунктов МКБ, озаглавленный как «Транс и одержимость», описывает тяжелое психическое расстройство, при котором люди из-за раздвоения личности думали, что одна из этих частей – демон. Данное заболевание охарактеризовано как шизофрения. В любом случае обращение к Таинствам Церкви и молитве способно исцелить человека от этого недуга, так же как и от других болезней. Однако это не означает, что близкие люди могут снимать с себя ответственность за то, чтобы предоставить страдающему квалифицированную помощь.

Нередки были случаи, когда люди притворялись одержимыми, для того чтобы привлечь к себе внимание. В настоящее время подобные явления достаточно редки, так как в обществе не принято списывать любые необычные состояния на беснование. Однако в прошлом беснование являлось и инструментом политического влияния. Так, в борьбе за власть царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, имела при себе целый штат кликуш, которые, по ее наущению, в воскресные и праздничные дни падали на землю, кричали и произносили некие пророчества. Легковерные люди принимали все это за действия злых духов, а мнимые предсказания толковали как кому вздумается и прибавляли к ним различные чудеса.

Что такое отчитка?

Тем не менее невозможно спорить с тем, что практически каждый человек в той или иной степени подвержен страстям, а некоторые ими абсолютно одержимы. И в этом случае несомненно, что источником страсти является диавол, которого человек по своей воле допускает в сердце и становится рабом своих греховных желаний. Такое приручение становится результатом действия искушений или внешних раздражителей, которые человек принимает. Конечно, в том случае, если мы проявляем волю, то способны справиться с грехом и не допустить его перерастания в страсть. Но, как показывает практика, многие люди на протяжении всей своей жизни остаются подверженными влиянию той или иной страсти. Для этого нам всегда необходимо помнить пример Спасителя, Который искушающему Его дьяволу ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Так, постоянная готовность и «трезвение» позволяют нам избежать многих ошибок и победить страсть тогда, когда она еще не обрела сколь-нибудь власти над нашими сердцами.

А что делать, когда человек настолько погряз в страстях и ум его настолько помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему трудно разобраться в самом себе, а тем более приложить усилие для того, чтобы скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути. Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же поддается лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви, чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление.

Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда зло уже не извне будет действовать на человека, а войдет в него, и он станет жилищем бесов. Тогда несчастный уже не принадлежит себе. Примером такого состояния может послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «Когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5:2‒5).

Людям, одержимым нечистыми духами, необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят отчитку.

Мнение Церкви об экзорцизме

Необходимо сразу оговориться, что определенного мнения об отчитке в Церкви нет.Кто-то считает ее панацеей, другие не воспринимают ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами.

Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизъявления, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу. Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43‒45).

К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебствия. Ни о какой дальнейшей духовной работе с одержимыми, как правило, и речи не идет. Многие издалека едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-христиански, чтобы вновь не стать одержимыми, или нет?

Экзорцист

В древности экзорцисты поставлялись епископами, так же как диаконы и священники. Но уже в третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого Духа.

Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления», — пишет проф. А. Осипов. И он совершенно прав, потому как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21), т.е. жизнью подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления бесноватых. Чего нельзя сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикийского собора). О каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного смирения и послушания Матери-Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по 5, 10, 15 раз, не получая исцеления.

Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку выше Таинств Церкви.Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь, и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое заблуждение!Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами у этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться, причаститься, постоянно молиться и поститься, то лукавый давно отошел бы от него, т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех, который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание, но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до настоящей одержимости.

Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой «духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят на отчитку как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время отчитки. Все, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие мытарства этих несчастных, которые стали жертвой нечестивой рекламы и недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек, что совершенно здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу.

Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие! Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут устраивается ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого.

Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека, приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое дерзновение и не принесет пользы одержимому.

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма»

Митрополит Илларион (Алфеев) в апреле этого года утверждал, что чинопоследование экзорцизма и условия его совершения нуждаются в «унификации и регламентации». И 25 августа 2022 г. на официальном сайте Московской Патриархии был опубликован проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма». Данный проект был разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования. В документе отмечается, что отчитки нередко связаны с «корыстными мотивами» и «психологическим насилием», а с целью рекламы производятся «фото- и видеофиксация с последующим публичным распространением записей и фотографий». Кроме того, обращается внимание на «театральное поведение» как «одержимых», так и совершителей чинопоследования. От последних Церковь ожидает «высокой духовной жизни… достаточного духовного опыта и осведомленности». В заключение обращается внимание на то, что «христианское отношение к одержимости заключается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности, в покаянии и изменении образа жизни». Это непременные условия для подлинного исцеления человека, которыми Господь благоволит избавить нас от власти дьявола и даровать подлинную свободу и радость жизни.

Руководитель Информационно-издательского отдела Брянской епархии иерей Илия Бурдуков