Проповедь Митрополита Брянского и Севского Александра во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Свенском Успенском мужском монастыре

Вечером 16 марта 2021 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свенского Успенского мужского монастыря. По окончании богослужения Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Отца наместника иеромонаха Тихона, братию святой обители и вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с наступившим Великим постом. Кто понимает смысл Великого поста, тот ценит каждый день этого благоприятного, радостного, светлого покаянного и, конечно, многотрудного периода нашей с вами жизни. Кто с детских лет воспитывался в церковных верующих семьях, помнит молитву Ефрему Сирина, это сирийский подвижник, которую мы слышим в течение всего поста: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия даждь ми». Вы знаете, что праздность - мать всех пороков, кто привык ничего не делать, кого постоянно обуревают мысли, в основном несерьезные, тот много совершает ошибок в своей жизни. Поэтому мы просим Великим постом, да и во все дни нашей земной жизни, чтобы Господь избавил нас от безделья, от праздности, понимая, что безделье приведет нас к духовной гибели, а мы должны во время поста потрудиться ради Господа, ради своей бессмертной души, поэтому Церковь предлагает нам длительные богослужения. В основном читается Псалтирь, мало песнопений, но они исполнены глубокого смысла, и вот сейчас во время повечерия вы слышали их: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и другие. И, конечно, нам надо с первых дней себя настроить так, чтобы ни одно слово не проходило мимо нас, и умом, и своим верующим сердцем мы должны откликаться на все, что слышим во время церковных чтений и пений.

Надо стараться следить за своим зрением, слухом, речью. Не напрасно святитель Иоанн Златоуст говорит, что намного легче обуздать дикого коня, чем наш с вами язык. Действительно, мы много говорим, пустословим, осуждаем ближних, хотя нам не дано такого права. Как правило, наше осуждение бывает очень близоруким, потому что мы часто видим только внешнее действие, которое совершает наш ближний, но не видим, это сокрыто от нас, его в покаянии. Во время поста будем приносить покаяние Богу. Старайтесь больше думать о своей жизни, и вы найдете в прожитом времени много неправды и всякого рода беззакония, которое, конечно, отягчает нашу с вами совесть. А совесть – это голос Божий в душе каждого человека, она до последнего нашего издыхания будет напоминать нам о том, что мы что-то сделали не так, мы оскорбили и огорчили Господа, Его Пречистую Матерь, святых угодников Божиих и нашего Ангела Хранителя. Займемся своей душой, она нуждается в лечении, и вы знаете, что духовные болезни врачуются очень трудно, если тело наше иногда надо лечить месяцами, то каково бывает душе, ведь она важнее тела, поэтому нужно заботиться о ее здоровье. И Церковь прилагает много усилий для того, чтобы помочь нам избежать лукавых деяний, о которых в покаянном каноне преподобного Андрея Критского мы много слышим, приводятся примеры из Ветхого и Нового заветов, и мы должны подражать доброй жизни, благочестивым поступкам и избегать всякого рода подражаний тем, кто нарушил заповеди. Первой ее нарушил Каин, который по зависти убил своего брата Авеля. В нашей жизни мы часто имеем добрые желания, может быть, помните, как в юности сердце особенно горело желанием послужить Богу, Церкви Христовой, людям, но со временем, как сейчас принять говорить среди молодого духовенства, наступает выгорание. И думаю, это не что иное, как то, что человек утратил огонь веры, который его привел в Церковь и сподвигнул принять благодать священства. И тогда юноша понимал, что священство – это подвиг, это духовное мученичество, отказ от многих вещей, которые так манят людей во временной жизни.

Монастырь – особое место, куда люди притекают не только в дни постов, они стараются почаще посещать святые обители, понимая, что среди мирской суеты, забот, проблем, которые нас будут преследовать до последнего издыхания, им хочется отдохнуть душой, от всего отрешиться, забыться. Эти духовные оазисы, наши святые обители, которых так много на Руси, и в наше время уже многие монастыри восстановились во всей красе и благолепии не только внешнем, но и духовном, конечно, они привлекают великое множество паломников, тех, кто любит молиться и отдыхать духовно. Дай Бог, дорогие братья и сестры, нам пройти это постное поприще с пользой для нашей души и тела. Пост – это не диета, которая помогает нам похудеть, это само собой происходит. Но главная цель поста - сделать так, чтобы наш дух возобладал над нашей плотью, которая является храмом живущего в ней Духа Святого, но плоть отличается и капризностью, и требовательностью, любит хорошо поесть, одеться красиво, любит всякого рода развлечения. Но я хотел бы пожелать вам, чтобы за Великий пост вы внимательно прочитали Святое Евангелие, всех четырех евангелистов, и вообще почитали бы святых отцов, подвижников благочестия, потому что мы сейчас живем в такое время, когда очень много полезной литературы, и надо питаться этими знаниями. Да поможет всем нам Бог пройти Великий пост и в духовном ликовании встретить Светлое Христово Воскресение – Пасху Господню. Аминь.  

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика