Публикации

  • 18
    Окт
    2021

    АЛТУХОВО – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ РОМАНОВ: СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ

    Алтухово – старинный поселок в Навлинском районе, где периодически происходит пересечение исторических дорог. Символично, что именно здесь -- в глубинке России. Очередная страничка русской истории в алтуховскую летопись была вписана совсем недавно, 1 октября 2021 года. На здании железнодорожного вокзала, представляющем историческую ценность, в этот день была открыта мемориальная доска с изображением великого князя Михаила Александровича Романова. «Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович (1878 – 1918 гг.) неоднократно бывал в Алтухово и окрестностях 1901 – 1916 гг.». Младший брат императора Николая II, третий сын императора Александра III очень любил свое Брасовское имение, в которое входило и Алтухово. Проезжая во дворец, делал крюк именно для того, чтобы побывать здесь. Он создал поселковообразующие предприятия (два лесопильных завода, древесно-массовая фабрика), благодаря чему здесь всегда находилась рабочие места для жителей близлежащих деревень. Примечательно, что до перевода одной из фабрик из Шешуево в Алтухово совладельцем великого князя был крестьянин (!) А.В.Федорцов. …Прогулки по великолепным окрестностям, катание на лодках, охота, общение с близкими людьми – все это отражено в дневниковых записках князя. Без преувеличения, счастливые дни своей короткой трагической жизни, ознаменованной драматичной любовью к женщине и неискоренимой преданностью России, начальник «Дикой дивизии», прославленной в годы Первой мировой войны, провел именно здесь, в глубинке империи. Ветер революции разбросает судьбы людей, когда-то счастливо соединенных в Алтухово. Михаил Александрович будет расстрелян в 1918 году недалеко от Перми. Где покоится его тело, неизвестно до сих пор, и появление мемориальной доски на здании железнодорожной станции, где бывал великий князь, хотя бы в небольшой степени компенсирует исторический пробел. Для проведения церемонии в яркий, пронизанный солнцем день приехали гости из Москвы, Брянска, Навли, конечно же, не остались в стороне от знаменательного события и алтуховцы. Поселян, правда, не удивить интересом к поселку: Алтухово – родина великой русской певицы несравненной Анастасии Вяльцевой, и не так давно на месте дома, где она родилась, был установлен памятник, разбит уютный сквер. Рядом с ним появляются мысли о магнетизме России. И вот новая волна интереса к Алтухово. Движение в осознании исторической миссии князя Михаила Романова на Брянщине начала директор Локотской детской библиотеки С.Н. Рожкова, автор замечательной книги об истории Брасовского имения и его именитых владельцах «Двуглавые орлы Брасовской усадьбы». Инициативу подхватила известный краевед, автор многочисленных публикаций об истории Брянщины Т.К. Слуцкая – она и явилась идейным вдохновителем появления памятной доски и непосредственным организатором мероприятия. На церемонию были приглашены представители местной интеллигенции, РЖД, казачьего полка им. святого преподобного князя Олега Брянского, Русской православной Церкви, благотворительного фонда, занимающегося изучением и увековечиванием малоизвестных страниц истории Дома Романовых, поселковая администрация. Меценатом столь благородного начинания выступил депутат Брянской областной Думы, генеральный директор ООО «Навлятранслес» А.А. Богатиков. Право снять покрывало с доски было предоставлено Светлане Рожковой, настоятелю церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с.Алтухово Олегу Цыбанкову, представителю районного Совета Николаю Колобанову, заслуженному художнику России Михаилу Решетневу. После этого волнующего момента прозвучало немало искренних слов благодарности – о любви к родине, о любви к истории, о любви как законе жизни от атамана Брянского хутора Руслан Прокопишина, от представителей Брянского отделения Московской железной дороги Сергея Буздыка и Елены Шаховской, руководителя народного фольклорного ансамбля «Макоша», заведующей отделом ГАУК «Брянский областной методический центр «Народное творчество» Ольги Алексашкиной, предпринимателя из Москвы Павла Соляного. Он подарил Музею истории Алтухово книги и эксклюзивные архивные фотографии. В торжественном мероприятии также приняли участие: владелец сайта «17-й гусарский Черниговский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаил Александровича полк» Александр Сальников, краевед из поселка Локоть Андрей Арцукевич.  Немаловажен тот факт, что великий князь прославлен Русской церковью как новомученик. В чем проявилось его мученичество? Об этом – наш разговор с отцом Олегом. «Долгое время мы воспитывались в советской традиции, согласно которой история России началась с истории Октябрьской революции, и все, что было до этого момента, лишь жалкие осколки величия. Но истина в конце концов занимает подобающее ей место, и сегодня – один из примеров ее торжества. …Мученичество великого князя связано с его прозрением, когда он понял, что личные поступки влияют на судьбы целой страны. Возможно, падение авторитета Дома Романовых, подрыв доверия императорской фамилии и факт революции в какой-то мере связан с событиями личной жизни князя. Как известно, Его Высочество вступил в брак, который вызвал скандал и был осужден царской фамилией, из-за чего Михаил Александрович вынужден был покинуть Родину со своей семьей и два года жил за границей. Когда началась Первая мировая война, он не мог оставаться в стороне. Написал письмо старшему брату, государю императору, в котором заявил о своем праве защищать Россию, и был услышан – император разрешил ему вернуться на Родину и вступить в действующие войска. Авторитет Михаила Александровича в «дикой дивизии» был очень высок: его любили и за глаза называли «Наш Миша». На фронте князь на деле доказал свои приоритеты: любовь к родине выше личных интересов. Впоследствии, как все представители семьи Романовых, пошел на свою голгофу и добровольно принял расстрел, воспринимая поворот истории как Божий Промысел. В добровольном смиренном принятии участи и состоит мученичество».  Церемония открытия памятной доски плавно переместилась в здание вокзала, где на импровизированной сцене в теплой атмосфере был дан концерт «Их Алтухова красота на жизнь и подвиг вдохновляла». Прозвучали старинные русские песни и романсы Танеева, Рахманинова, Бьюикли, совершенно созвучные общему настроению, в исполнении Александра Дрозда. Свои стихи читали Николай Колобаев и Тамара Слуцкая. Литературный этюд «Михаил и Наталья» представила Светлана Рожкова. Никого не оставили равнодушным строки из писем Великого Князя к любимой женщине. По традиции за чаем в поселковой администрации участники церемонии продолжили разговор о прошлом и настоящем России, о скрещении судеб, об историческом промысле, о том, как важно знать прошлое, чтобы выбрать правильный путь в настоящем и будущем... Тамара Константиновна озвучила еще один факт: готовится к открытию очередная доска на историческом здании вокзала, на этот раз посвященная начальнику охоты и заведующим лесным хозяйством Брасовского имения Г.А. Бантле, который проживал в Алтухово и был женат на простой крестьянке. Но это уже будет другая история, не менее интригующая, чем судьба великого князя, патриота, новомученика  Михаила Александровича Романова. Елена СТАРОДУМОВА ...

    Читать далее
  • 08
    Мар
    2021

    Преподобный Поликарп Брянский

    Поликарп Брянский прп. (ок.1500 (?) – сер.-втор. пол. XVI в. (?)). Праздн. переход. 8 март. (23 февр.) в не високосный год / 7 марта (22 февр.) в високосный год; 3 окт. – Собор Брянских святых. Основатель и игумен брянского Спасо-Преображенского Поликарпова монастыря. Мощи прп. Поликарпа почивали под спудом храма Преображения Господня Спасо-Поликарпова монастыря (утрачены). История жизни прп. Поликарпа не подтверждена документально и изложена на основе преданий. Именно поэтому существуют многочисленные расхождения как дат жизни и кончины преподобного, так и основания им Спасо-Преображенского (Поликарпова) монастыря. Согласно преданию, он являлся основателем Преображенского Спасова монастыря в г. Брянске, позже получившего второе название – Поликарпов монастырь. Другое предание сообщало, что св. Поликарп пришел в Спасов монастырь в сане иеромонаха и подвизался в нем 15 лет. Перед смертью завещал погрести себя при «празе» церковном.  (Святыни г. Брянска. С. 623). Легенды, вошедшие в брянские краеведческих издания рубежа XIX-ХХ вв., сообщали, что преподобный много раз оставлял свое уединение и уходил из г. Брянска, а однажды сказал о городе, что будет он ни сыт – ни голоден и с тоски и печали весь разойдется. Полемика по вопросу происхождения и дат жизни прп. Поликарпа Брянского. Архим. Сергий (Спасский), ссылаясь на святцы и месяцесловы XVII-XVIII вв., дает наиболее раннюю дату кончины прп. Поликарпа - 1449 г. Согласно рукописи XVI-XVII вв. «Книга глаголемая Описания о российских святых», прп. Поликарп Брянский «преставися в лето 7000 [1492 г. - И.З.] . За ней следуют архим. Игнатий – 1498 г., и архиеп. Филарет (Гумилевский) – 1499 г. Эта же дата приводится в рукописном Месяцеслове (рукопись XVII в.) - «февр. 23-го препод. Поликарпа Брянскаго, бывшаго в лето 7007 [1499-И.З.]» (Бычков. С. 310). В опубликованной в 1811-1815 гг. «Истории российской иерархии» иером. Амвросия (Орнатского) появилась дата кончины преподобного - 1699 г., поскольку автор считал, что брянский Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1694 г., когда князья Барятинские начали строить в нем каменную церковь Рождества Богородицы (ч. V, М., 1813), ее позже повторил исследователь брянских древностей прот. В. Попов в статье: «Святыни Брянска» (1893). Новую дату «1621 г.» ввел в оборот историк П.Н. Тиханов («Преподобные князь Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Материалы для русской агиологии». СПб., 1893). В ее пользу, как считал исследователь, во-первых, список игуменов и строителей Поликарпова монастыря в «Списках иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» П. Строева (Спб., 1877), который начинался с игум. Корнилия, упоминавшегося в 1620-1634 гг. (Стб. 913, № 6). Однако можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Преображенский монастырь уже существовал в конце XVI в., поскольку в  писцовых книгах Свенского монастыря в 1595 г. строитель Спасского монастыря «Офонасий» (Шумаков.С. 188). И в Брянских писцовых книгах «письма и меры князя Петра Звенигородского и подъячего Ивана Ковелина» (1626-1629 гг.) сообщалось, что «монастырь, что на Козьей степи, на р. Десне, что против Стрелецкой слободы» имеет три церкви, Преображенскую, Рождества Пресвятой Богородицы и прп. Поликарпа Брянского чудотворца и три келии, и деревянные монастырские постройки уже ветхие (Пясецкий. История Брянской епархии. С. 47). Во-вторых, П.Н. Тиханов считал, что дата 1621 г. упоминается в рукописях из «Полного месяцеслова» архим. Сергия (Спасского). При этом Тиханов одновременно оперирует двумя датами - 1449 и 1621 г., ссылаясь на «Полный месяцеслов». Если обратиться непосредственно к источнику, то станет ясно, что исследователь ошибочно принял за вторую дату: «Пр. Поликарпа брянскаго, † 1449 г. По Св. № 54, 338, 382, 1621 и др. Мощи под спудом в Брянском спасском храме» (Полный месяцеслов. С. 48). Согласно принятым в труде архим. Сергия сокращениям аббревиатура и цифры скрывают ссылку на славянские святцы XVII-XVIII вв. из собраний Публичной и Типографской библиотеки, дата «1621» отсылает к полным славянским святцам Корежемского монастыря в собрании Румянцевского музея (Там же. С. XVII, XX, XXII), но никак не указывает на год кончины прп. Поликарпа. Кроме этого П.Н. Тиханов предположил, что преп. Поликарп – это якобы принявший монашество князь Петр Иванович Борятинский (Барятинский), служивший московским государям в 1566-1599 гг. Основанием для историка послужили богатые вклады, сделанные князьями Даниилом и Алексеем Афанасьевичами Борятинскими (потомками св. Михаила Черниговского), в 1694-1697 гг. на сооружение каменных церквей и колокольни Спасо-Поликарпова монастыря в Брянске. Предположение П.Н. Тиханова было поддержано прот. В.И.Поповым. Против этой точки зрения выступали профессор Киевской Духовной академии Н.И. Петров (Петров Н. С. 20-21), а также профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.Е. Евсеев (От редакции [Письмо проф. И.Е. Евсеева] / Попов В. Покровский собор. С. 30). Однако легенда, созданная П.Н. Тихановым, стала наиболее популярной версией жития преподобного, на основе которой в к. ХХ века создали житие о монашестве кн. Петра Ивановича Барятинского и акафист, в котором назвали преп. Поликарпа Брянского произошедшим «от благочестиваго корене страстотерпца Михаила великаго князя Черниговскаго» (О святынях и святых угодниках Божиих города Брянска (с акафистами). Брянск, 1999. С.96-100, 107). Брянский историк Ю.П. Соловьев полагает, жизнь прп. Полкарпа, вероятнее всего, пришлась на времена литовского правления в городе Брянске (1357-1500 гг.). Он убедительно доказал, что кн. Петр Иванович Борятинский (Барятинский) не имел отношения к личности прп. Поликарпа Брянского ни хронологически, ни географически и генеалогически. В начале ХХ в. вопрос о происхождении прп. Поликарпа поднимал проф. Н.И. Петров. Он считал, что святой является выходцем из Киева на основе единственной реликвии, по преданию принадлежавшей прп. Поликарпу, - наперсному кресту, выполненному в стиле южно-русских крестов-энколпионов и местного предания, сообщавшего, что святой по Десне плавал в Киев к печерским угодникам. Ю.П. Соловьев полагает, что есть «основания считать прп. Поликарпа Брянского питомцем Троице-Сергиевой школы монашеской жизни» и он «мог быть монахом Троице-Сергиева монастыря, не заставшим, скорее всего, в живых самого основателя обители, но знавшим младшее поколение учеников преподобного Сергия (Соловьев. С. 158-159). На это, по мнению исследователя, косвенно указывает фреска с изображением прп. Поликарпа на стене соборного храма Троице-Сергиева монастыря (1684), а также изображение на иконе над башенными воротами брянской городской Николаевской церкви прп. Поликарпа, вместе с прп. Сергием Радонежским припадающим к стопам Всемилостивого Спаса. Крест преп. Поликарпа. По одной версии с вериг, по другой – наперсный.Хранился в Спасо-Поликарповом монастыре, а после его упразднения в 1764 г. был передан в ризницу Преображенского приходского (бывшего монастырского) храма, который с 1798 г. стал городским собором. После постройки нового Покровского храма на этом месте, находился в ризнице последнего. Крест значительно пострадал во время пожара 1875 г., поэтому часть изображения и надписей невозможно было разобрать. «Крест этот медный (а не железный), складной, в форме древних энколпионов дотатарского периода <...>. На лицевой стороне его: в средине – распятый Спаситель, с неправильною надписью ХС. СЛ.: на верхнем конце – неопределенная фигура, может быть нерукотворенный Спас; на концах поперечника - предстоящие Богоматерь (МР. ΘЕУ.) и Иоанн Богослов (IωA). Оборотная сторона <...> оплавилась во время пожара <...>. На нижнем конце ее виден низ длинной женской одежды, дающей основание предполагать здесь изображение Богородицы, а на концах поперечника, в  медальонах, - по одному лицу. Над главою предполагаемого изображения Богородицы хорошо сохранилась трехстрочная надпись <...>, но эта надпись почти закрыта оплывами меди с боков». Крест нередко брали в дома для возложения больных (Попов. Покровский собор. С. 12-13). На рубеже XIX-ХХ вв. крест  в особом ковчежце и с особой надписью находился при иконе прп. Поликарпа в правом иконостасе на левом клиросе (Попов. ОЕВ. С. 624-625). Осенью 1924 г. Покровский собор закрыли, 23 окт. 1924 г. крест преп. Поликарпа («железный крест с гробницы Поликарпа (энколпион домонгольского времени)») передали Брянскому краеведческому музею (цит. по: Соловьев. С. 160). В годы Великой Отечественной войны крест вместе экспонатами брянского музея бесследно исчез. Почитание прп. Поликарпа: Г.М. Пясецкий отметил церковное почитание преп. Поликарпа Брянского уже в первой четверти XVII в., поскольку в 1626-1629 гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря находилась уже весьма ветхая церковь «прп. Поликарпа Брянского чудотворца» (Пясецкий. История Брянской епархии. С. 47). Со вт. пол. XVII в. прп. Поликарп начинает входить в состав месяцесловов и святцев, его образ пишут ярославские иконописцы в Троице-Сергиевом монастыре (1694). Чудотворения по молитве к преподобному начинают официально фиксировать с 1662 г. (Архиеп. Филарет (Гумилевский). С. 135). Однако в XIX в., до 1895 г. в Брянске не было особого празднования памяти преподобного. Совершалась она 23 февр., в день св. Поликарпа, еп. Смирнского, местно, без особенного стечения народа. Поэтому и службы особой составлено не было, «по крайней мере, она не сохранилась» (Брянский Спасо-Поликарпов. С.3)., поэтому тропарь, кондак и величание прп. Поликарпу - общее преподобным. 1 марта 1893 г. на братском собрании духовенства первого участка Брянского уезда постановили торжественно отпраздновать 23 февр. 1894 г. память прп. Поликарпа (Попов. ОЕВ. С. 622) . 20 март. 1895 г. Брянская городская дума вынесла постановление № 239 с ходатайством перед Святейшим Синодом об установлении почитания прп. Олега и Поликарпа Брянские. Указом Святейшего Синода № 3.643 от 14 июля 1897 г.  было дано разрешение совершать ежегодно в г.Брянске торжественное празднование памяти прп. Поликарпа и Олега Брянских в дни их памяти, а также возглашать их имена на отпустах и носить их иконы вместе с образом Божией Матери Свенской в ежегодном крестном ходе вокруг Брянска 11 авг. и разрешении носить их иконы в ежегодном крестном ходе 11 августа со Свенской иконой Божией Матери. В ноябре 1900 г.была устроена и освящена гробница-памятник прп. Поликарпу Брянскому, с балдахином, находилась она в левой части брянского Соборного храма, над предполагаемым местом погребения святого. Чудеса. Чудеса по молитве к прп. Поликарпу Брянскому стали фиксировать с 1662 г., в начале ХХ в. чудеса записывали в особую книгу при Брянской Соборе.  Наиболее известны: - во вт. пол. XIX в. явление прп. Поликарпа раскричавшемуся в храме соборному брянскому диак. Соколову, которому он сказал: «Чего ты кричишь и сердишься на сем святом месте. Смотри, я Поликарп, ты будешь наказан за безчинство» (Попов. ОЕВ. С. 626); - в начале 1860-х гг. исцеление неизлечимо больной дочери местного помещика Клавдии Петровны Гуровой, которой явился старец в монашеском облачении и повелел из Петербурга ехать в Брянск, идти в церковь на горе, где по молитвам она и получила исцеление; - в начале июня 1900 г. исцеление расслабленной Евдокии Петровой Донцовой, крестьянки д. Лбы Карачевского уезда, которую на руках принесли в храм. Во время молебна на больную возложили крест прп. Поликарпа. Через неделю, а затем и неоднократно Е.П. Донцова самостоятельно, без посторонней помощи, приезжала поклониться прп. Поликарпу Брянскому (Ивановский. ОЕВ. С. 1816-1817); - в апреле 1901 г. исцеление от ревматизма свящ. с. Коростовки Брянского уезда Василия Данкова; - в сент. 1901 г. исцеление Анны Васильевны Муравьевой, крестьянки д. Летошники Брянского уезда, кот. в ночь на 1 сент. 1901 г. видела во сне человека из толпы, сопровождавшей крестный ход с чудотворной иконой, который для облегчения ее болезни повелел пойти в брянский собор и попроси надеть на твою грудь крест от мощей, оставшийся после пожара. 2 сент. в соборе по ее просьбе был отслужен молебен прп. Поликарпу и возложен на нее крест святого. Иконография. Согласно Сводному иконописному подлиннику XVIII в. «Преподобный отец наш Поликарп, Брянский чудотворец, подобием сед, брада аки Сергиева, ризы монашеские» (Филимонов. С. 47). По Алфавитному иконописному подлиннику вт. пол. XVIII в. прп. Поликарп сед «аки Сергий радонежский брада и ризы того ж (дня)» (Алфавитный подлинник. Л. 103). К числу наиболее ранних изображений относится икона в киоте, которая упоминается 23 сент. 1684 г. при описании городского имущества при передачи брянской крепости из ведения одного воеводы другому. Она находилась на Николаевской городской надвратной башне: «над вороты той башни в стенах устроены две иконы, одна Всемилостиваго Спаса со умолением преподобных отец Сергия Радонежскаго да Поликарпа Брянского, чюдотворцов, да пресвятые Богородицы Печерские» (цит. по: Соловьев. С. 158). В 1684 г. ярославские иконописцы из артели Дмитрия Григорьева написали прп. Поликарпа на стенах предела вмч. Феодора Стратилата в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры ([Игум. Никита Заиграйкин. Откроет ли фреска тайну? // Православный летописец Брянского края. 1996. - № 2-3, февраль. С.2; Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробков Н.М. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1955.  С. 106). В Преображенском храме Спасо-Поликарпова монастыря, сгоревшем в 1875 г., на лестнице, справа была изображена река и на ней монах в челне, с лицом, обращенным по течению Десны, по местному преданию, это прп. Поликарп, плывущий в Киев к печерским угодникам. На внешней стене Брянского собора, возведенного на месте сгоревшего в конце XIX в., в нише между двух колонн, помещался ростовой образ преподобного в монашеской ризе, с епитрахилью, правая рука молитвенно прижата к груди, в левой, опущенной вниз, свиток. Очевидно, что он находился над местом предполагаемого захоронения святого. Перед образом горела неугасимая лампада. В храмах Спасо-Поликарпова монастыря хранилось две иконы прп. Поликарпа «весьма древнего письма» (Брянский Спасо-Поликарпов. С. 3-4,6), в храме Рождества Богородицы между иконостасом и правым клиросом была установлена в специальной нише доска с образом святого. В 1893 г. в соборном храме, построенном на месте Спасо-Поликарпова монастыря, находилось четыре иконы прп. Поликарпа, одна из них стояла в местном ряду правого иконостаса у левого клирос; самая древняя, поновленная в начале 1890-х гг.,  помещалась на Соборных святых вратах. С  1894 г. официально разрешили издание печатных изображений брянских святых, кн. Олега и прп. Поликарпа Брянских, а также их металлических образков. На бумажных иконах, печатавшихся в типографии Е.И. Фесенко, преподобные изображены в рост, в трехчетвертном повороте к центру, с двух сторон держащие икону Божьей Матери. Интересной особенностью этой иконографии являются разные богородичные изводы в руках у святых. Очевидно, что это было связано с местонахождением заказчика и почитаемыми в том или ином регионе образами Богоматери. Наиболее часто в руках у брянских святых изображали Иверскую, Почаевскую и Казанскую (главную святыню Брянского Петропавловского монастыря) иконы. В иконописных вариантах встречаются даже местночтимые брянские изводы – прп. князь Олег и прп. Поликарп Брянские с Чёлнской иконой Божьей Матери (церковное собрание, г. Брянск). Монахиня Иулиания (Соколова) включила св. прп. Поликарпа вместе с кн. Олегом Брянским в число праведников, изображенных на иконе «Все святые в земле Российской просиявшие» (икона 65,3х 53 см, Москва, к. 1920-нач. 1930 гг. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского/  Ризница Троице-Сергиевой Лавры). На иконе «Избранные Брянские святые» (вт. пол. – конец 1990-х гг. , ик-ы А.В. и Л. М. Недоступенко, Воскресенская ц., Брянск) св. прп. Поликарп (в первом ряду справа) изображен вместе с мч. Кукшей, прп. Олегом Брянским и св. Александром Пересветом в молитвенном предстоянии иконе Свенской Печерской Божией Матери. На иконе «Собор Брянских святых» (1996 г. ик-ц Сергей Георгиевич Чикалин), прп. Поликарп в монашеской ризе и с епитрахилью, с непокрытой головой и молитвенно сложенными на груди руками, изображен крайним с левой стороны среди брянских святых. После установления празднования Собора Брянских святых, в 2005 г. ХПП РПЦ «Софрино» изготовило икону «Собор всех Святых в земле Брянской просиявших», на которой прп. Поликарп Брянский изображен в первом ряду, справа, третьим от центра, в молитвенном предстоянии Свенской иконе Божией Матери.       Источники и литература:  [Амвросий (Орнатский), иеромон.]. История российской иерархии, собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. Ч. V. М., 1813. С. 588. [Барсуков Н.П.]. Источники русской агиографии. СПб, 1882. Стб. 460. Брянские чудотворцы св. князь Олег и преподобный Поликарп. Брянск: Тип. М. И. Юдина, 1897; Брянский Спасо-Поликарпов мужеский монастырь. Орел, 1910 Бычков А.Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской Публичной библиотеки. Ч.1. [2-е изд.]. СПб.,1882. С. 310, № LXI. Ивановский Н., свящ. Чудесное исцеление от болезни по молитвам Угодника Божия, Преподобного Поликарпа, Брянского чудотворца // Орловские епархиальные ведомости.  - 1900. - № 45. Отдел неофициальный. - С. 1815-1817. Игнатий (Малышев), архим. Краткие жизнеописания русских святых. СПб., 1875. Т. II. С.132 Книга глаголемая Описания о российских святых / с доп. граф М.В. Толстой. М., 1887. С. 30, № 101. Петров Н. Историко-археологический очерк г. Брянска, Орловской губернии, и его отношений к Киеву // Труды Киевской духовной академии. 1901. Т.1. Киев, 1901. С.20-21. Петровский С., прот.  Святые князья Олег-Леонтий и преподобный Поликарп, Брянские чудотворцы. Одесса, 1906. Попов В., прот. Брянский Покровский собор. Историко-археологическое исследование. Орел, 1907 Попов В., свящ. Святыни города Брянска // Орловские епархиальные ведомости.  - 1893. - № 19. Отдел неофициальный. - С. 622-628 Пясецкий Г.М. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 года. Брянск, 2011. С. 46-48 Святые князь Олег-Леонтий и преподобный Поликарп брянские чудотворцы / Сост. прот. Сергий Петровский. - Одесса: Иждивением брян. купца А. Н. Комарева, 1906. Сергий (Спасский), архим. Полный Месяцеслов Востока. Т. II. М., 1876. С. 48. Соловьев Ю.П.. Загадки преподобного Поликарпа Брянского // Брянский край 2012. Историко-краеведческий альманах. Брянск, 2012. С. 151-161. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. Спб., 1877. Стб. 913, № 6. [Тиханов П.Н]. Преподобные князь Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Материалы для русской агиологии. СПб., 1893. Толстой М.В. Книга глаголемая Описания о российских святых. М., 1887. С. 30, № 101. Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания их жизни. Ч. 2. Чернигов, 1865. С. 269. Алфавитный иконописный подлинник. Рукопись. Вторая половина XVIII в. РГБ. НИОР. Л. 103. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Одесса, б/г. Сводный иконописный подлинник XVIII в. По списку Г. Филимонова. М., 1874. С. 47. Список иллюстраций: 1. Крест прп. Поликарпа. Лицевая сторона. Фото из книги: [Тиханов П.Н]. Преподобные князь Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Материалы для русской агиологии. СПб., 1893 2. Прп. Поликарп Брянский. 1684 г. фреска предела вмч. Феодора Стратилата в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры 3. Прп. Поликарп Брянский. 2-я половина XIX века. Изображение в нише брянского Покровского собора,. Фото из книг:  Попов В. Брянский Покровский собор. Орел, 1907. 4-5. Хромолитографии «С. прп. князь Олег Брянский и С. прп. Поликарп Брянский». Хромолитография Е.И. Фесенко. Одесса, после 4 окт. 1894 г. 6. Икона «Прп. князь Олег Брянский и прп. Поликарп Брянский». После 1894 г. Частное собрание. 7. Монахиня Иулиания (Соколова). Прп. Поликарп Брянский. Фрагмент иконы  «Все святые в земле Российской просиявшие». 1920-30 гг. 8. Икона «Избранные Брянские святые», вт. пол. – к. 1990-х гг. , ик-ы А.В. и Л. М. Недоступенко, Воскресенская ц., Брянск. 9. Икона «Собор Брянских святых», 1996 г., ик-ц Сергей Георгиевич Чикалин) 10. Икона «Прп. Поликарп Брянский». 1990-е гг. Брянск 11. Икона «Собор всех Святых в земле Брянской просиявших». 2005 г. Софрино ...

    Читать далее
  • 30
    Ноя
    2020

    Храм князя Владимира в поселке Октябрьский: реставрация и святыни

    Пять лет назад на этом месте в поселке Октябрьский Бежицкого района Брянска был пустырь – сегодня храмовый комплекс русского деревянного зодчества. На благоустроенной территории уютно разместились храм-красавец во имя святого равноапостольного князя Владимира, небольшой летний храм равноапостольной княгини Ольги, бабушки Крестителя Руси, колокольня и церковно-приходской дом. Изящный фонтан, детские площадки – горки, качели, песочница; спортивная площадка с современными турниками, между прочим, единственная в поселке. Дорожки, вымощенные плиткой. Хвойные и фруктовые деревья – айва, груши, сливы, вишни, и, конечно, много цветов. Храмовый комплекс стоит в отдалении от шума магистралей, и, оказываясь здесь, словно попадаешь в другой мир – тишины, Божественной красоты и молитвы. Рождение храма Владимирский храм был заложен в год 1025-летия Крещения Руси. Возведен в течение двух лет. Стремящийся ввысь, он словно свеча, искрится пламенем веры и виднеется уже при въезде в поселок. Ольгинский храм небольшой, он задуман для богослужений в летнее время года. Первые церкви на Руси были деревянные, и эти два храма - напоминание о нашей истории и продолжение традиций деревянного зодчества. Литургическая жизнь в поселке начиналась в кирпичном здании церковно-приходского дома. Оно было построено за две недели, и в этом помещении обустроен домовой храм. Сейчас здесь проходят занятия воскресной школы и устроена библиотека, которая постоянно пополняется новой духовной литературой. С первых дней настоятелем Владимирского храма является протоиерей Василий Гелеван, именно его стараниями при помощи прихожан и благодетелей украшается это место.  Реставрация Весной 2018 года в храме во имя равноапостольного князя Владимира случился пожар. Возгорание произошло в полночь. Пламя начало распространяться с алтарной части, но подоспевшие вовремя огнеборцы смогли спасти деревянную церковь от полного выгорания. Больше всего пострадал алтарь. Огнем был практически уничтожен иконостас. Пожар нанес храму колоссальный ущерб. К счастью, удалось сохранить 80% церковной утвари. Начались реставрационные работы. Закопченный от гари храм отчистили, покрасили и расширили – пристроили крестильню и церковную лавку, к алтарной части - пономарскую. Засиял иконостас, отреставрированный в Волгодонске. В этом году начался ремонт Ольгинского храма. Идут внутренние отделочные работы. Сейчас храмовый комплекс, обнесенный кованой оградой, оформлен в едином стиле, и выдержан в вишневом цвете.  Святыни В 2020 году во Владимирском храме появились новые святыни. Иконы дарят жертвователи, которые хотят преобразить церковь. Так, в Нижнем Новгороде были изготовлены два величественных образа – святого князя Владимира и благоверного князя Олега Брянского. Иконы вставлены в изящные резные киоты и являются настоящим украшением храма. В деревянной церкви появился и уголок древней русской иконы. Здесь находятся Касперовская Божия Матерь, Казанская и «Знамение», также святитель Николай, и Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Икона святителя Николая сегодня видимо проявляется. Храму также подарен старинный образ великомученика Георгия Победоносца, написанный в Иерусалиме.Рядом с намоленными нашими предками иконами чувствуется особая благодать, сердечное тепло и душевный покой. Молитва идет легко, Пресвятая Богородица и святые словно невидимо стоят рядом, успокаивая мятущуюся душу и обеспокоенное сердце. Как важна эта минутка тишины и покоя в таком сложном мире, когда мы все проходим непростое испытание. Святые словно говорят: «Все будет хорошо, надо только потерпеть и со смирением принять происходящее». Иерусалимская икона Божией Матери Отец Василий с особой радостью показывает новую храмовую святыню – икону Пресвятой Богородицы «Скорбящая». Святой образ подарил один из благодетелей. Икона написана в Иерусалиме на кипарисовой доске. Оригинал этого образа Божией Матери находится в храме Гроба Господня. Во Владимирской церкви поселка Октябрьский теперь хранится список с этой удивительной иконы. В Брянске для нее изготовлен красивый резной киот. Особенна икона тем, что в нее вставлены восемь мощевиков – частицы вещей Божией Матери. Это святыни от Плата Богородицы (кафедральный собор города Шартр), Тканного Пояса Богородицы и Туники Богородицы (Ахенский кафедральный собор епархии Ахена), Сандалии Богородицы (Франция. Сен-Зашари), Пояса Богородицы (Афон, монастырь Ватопед), Камня от дома Богородицы (Италия. Лорето, базилика «Святая хижина»), Хитона Богородицы (Италия. Латеранский собор в Риме), Гроба Богородицы (Иерусалим. Пещерный храм Успения Богородицы в Гефсимании).   В храме Гроба Господня в приделе святых Жен-Мироносиц до реставрации находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая». На иконе была сохранена только верхняя часть лика Богородицы, который был едва различим. Глаза Ее опущены и скрыты под веками. Благодатное событие с этой иконой произошло в 1986 году за неделю до Пасхи. При обходе храма полицейский, араб-мусульманин, заглянул в этот придел и увидел, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. Туда пришли священники и увидели, что, действительно, Лик Божией Матери на иконе обновился. На следующий день Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор отслужил возле образа молебен. В 2006 году в Великую Пятницу в 11 часов утра здесь случился сильный пожар, но икона Божией Матери Скорбящая уцелела. После реставрации образ Божией Матери поместили в Реликварий, это комната со многими мощами святых угодников Божиих. Список с этого чудотворного образа теперь хранится во Владимирской церкви поселка Октябрьский. - Слава Богу, что в нашем храме теперь есть такая святыня, и мы можем обращаться к Ней в своих молитвах, - говорит настоятель протоиерей Василий Гелеван. http://www.bryansk-eparhia.ru/news/jrnzhmcrbq/ ...

    Читать далее
  • 07
    Мая
    2020

    Акция памяти. Топчилина Лидия Алексеевна

    Топчилина Лидия Алексеевна, 1932 года рождения. После замужества Кузовкова Лидия Алексеевна. В 1943 году ей было 10 лет, когда вместе с матерью, братом и сестрой их насильно угнали в Германию, в город Мюляквер. С октября 1943 года по апрель 1945 года жили в лагере, в бараках за колючей проволокой и работали на кирпичном заводе. Работа была тяжёлой. Бабушку (рассказывает её внучка Ольга) даже заставляли пасти овец, которые её не слушались и бежали куда зря. Однажды бабушка подняла с земли грушу, а немец из-за этого погнался за ней и хотел убить, пока взрослые не сказали бросить грушу. Жили они в нечеловеческих условиях, голодали, испытывали страх. Освобождены Союзными войсками в апреле 1945 года. В ноябре 1945 года прибыли в Дятьково. Моя бабушка награждена медалями "50 лет Победы в Великой Отечественной Войне", "60 лет Победы в Великой Отечественной Войне", "65 лет Победы в Великой Отечественной войне". До 70-летия Победы бабушка не дожила. Она умерла 1 апреля 2010 года в Великий Чистый Четверг, а похоронена была в Великую Субботу 3 апреля.      ...

    Читать далее
  • 30
    Апр
    2020

    Пустынник Никита

     ...

    Читать далее
  • 22
    Фев
    2020

    Москаленко Степан Тимофеевич - участник Советско-Японской войны

      ...

    Читать далее
  • 13
    Фев
    2020

    Акция памяти «Вспомним подвиг наших дедов!» Костин Дмитрий Петрович

    В преддверии юбилейной даты – 75-летия Великой Победы, по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра Брянская епархия проводит акцию памяти «Вспомним подвиг наших дедов!». Сохраним память о подвиге отцов, дедов и прадедов, чтобы передать это наследие своим детям, внукам и правнукам!   Костин Дмитрий Петрович (31.10.1923-22.04.2007)   Дмитрий Петрович родился в поселке Голубок Брасовского района Брянской области. Он был на последнем курсе Брасовского техникума, когда началась война. После призыва на военную службу был направлен в город Краснодар на ускоренные курсы младшего офицерского состава. После присвоения звания «младший лейтенант» был отправлен на фронт в должности командира пулемётно-миномётного взвода. Очередной бой, вражеская мина, взрыв… Осколок попал в ноги, лишил движения, но не сломил. Оглядевшись вокруг, Дмитрий Петрович заметил раненого солдата. Подобравшись к нему, он решил вынести на себе боевого товарища, не взирая на собственное сквозное ранение. Непоколебима осталась воля Героя битвы за Сталинград. И родина не забыла о своём защитнике. Согласно Указу Верховного Совета Президиума СССР № 204/56 от 06.08.1946 за отвагу и храбрость, проявленную в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне Костин Дмитрий Петрович награждён орденом Красной звезды (наградной лист – Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации). Прошли годы. Боевое ранение Дмитрия Петровича напоминало ему о тех днях на Волге. Однако несмотря ни на что, Дмитрий Петрович превозмог физическую и душевную травму и стал учителем школы семилетки Хотеевского сельсовета Брасовского района Брянской области. Он прошёл ещё один свой «боевой» путь от простого военрука  до заведующего Ждановской школой. Дети искренне любили своего учителя - Героя, уважала его и Родина. Об этом говорят многочисленные грамоты, в том числе грамота Министерства просвещения РСФСР. Пройдёт 57 лет после битвы за Сталинград. Но отголоски того сражения будут переходить и в новое тысячелетие. Слава Героев, таких как Дмитрий Петрович, никогда не забудется Родиной. Приказом Верховного Главнокомандующего от 27 апреля 2000 года Костину Дмитрию Петровичу присвоено звание старший лейтенант (выписка из приказа).       ...

    Читать далее
  • 04
    Мар
    2019

    25 лет образования Брянской епархии: основные события

    Возрождение церковной жизни на Брянской земле стало ощутимым после празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1994 году последовало образование самостоятельной епархии в границах Брянской области.  ...

    Читать далее
  • 16
    Июл
    2018

    Памяти монахини Гликерии, насельницы Карачевского Николо-Одрина монастыря

    Вечером 10 июля 2018 года после перенесенного инсульта на 81-м году жизни, причастившись Святых Христовых Таин, отошла ко Господу монахиня Гликерия, насельница Карачевского Николо-Одрина женского монастыря.  ...

    Читать далее
  • 04
    Мар
    2018

    «Великий пост – это послушание Богу»

    Для православных христиан 19 февраля начался Великий пост – самый продолжительный и один из самых строгих постов, установленных Церковью. Великий пост продлится до 7 апреля, а 8 апреля будет праздноваться величайшее торжество – Пасха Господня. О значении Великого поста, о смысле постного подвига, о боязни поститься, о детском посте, и о том, почему пост – это радость, - наше интервью с клириком Брянского Петропавловского женского монастыря иереем Михаилом Макухиным. ...

    Читать далее
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика