Настоятель храма
Дата рождения 20.07.1890
Место рождения село Пищево Ярунского района Житомирской области
Дата рождения: 20 (12?) июля 1890 года
История служения
Преследования
Дата ареста | Дата приговора | Приговор |
- | 12.12.1945 | 5 лет лишения свободы с поражением в правах на 3 года |
Биографическая справка
Пищево Житомирской обл., Ярунского р-на в верующей семье. Отец – диакон Александр (но служил псаломщиком), мать – Павла. В семье было шестеро детей – две сестры и четыре брата. Мальчик сначала учился дома, потом в приходской школе, позже поступил в Житомирское Духовное Училище, по окончании, 6 ноября 1905 года поступил в Волынскую Духовную Семинарию. На то время там обучалось 500 человек. Окончил Семинарию в 1911 году. Поведение было отличное и он был причислен педагогическим собранием семинарии ко второму разряду воспитанников. По окончании, 24 августа 1911года, был назначен учителем в с. Каленичи Изяславского уезда, потом служил псаломщиком сначала в с. Храмин Хмельницкой обл., потом в с. Плещин. В это время познакомился и женился на дочери священника – Агрипине Иосифовне Мрзене (по национальности – чешка). 14 ноября 1912 года Гавриилом (Воеводиным) Епископом Острожским, викарием Волынской Епархии, рукоположен во священника к Свято – Михайловскому храму г. Соколова Новоград-Волынского уезда Волынской губернии (второй благочиннический округ) (ныне Красноармейский район Житомирской области), где он служил до 1915 года. В этом же году, за усердное служение, был награжден набедренником. Приход нуждался в духовном врачевстве, т.к. на нем были хлысты (сектанты). Они ходят в храм, выполняют внешние предписания Церкви, а потом могут где-то собираться и проводить свои рдения (собрания). Так что молодому священнику было где применить свои знания и веру. В 1915 году по велению сердца и патриотических чувств добровольно просится в действующую армию. Ему в этом не отказывают, и он служит полковым священником в царской армии в 463-ем Краснохолмском пехотном полку. Где только не приходилось быть молодому пастырю. Затишье между боями. Что главное? Молитва. И вот тут переносной престол, антиминс и прямо в окопах под чистым небом несется к Богу молитва: «Господи, помилуй! Господи, прости! Господи спаси!». Быстро, по военному, совершается служба, но с какой горячей верой (и так всю последующую жизнь). Вот батюшка поисповедовал, причастил и обратно в бой. Но уже солдатам легче смотреть смерти в лицо, ведь они со Христом, а пастырь молится о своих духовных детях. Бывает сейчас о здравии, а через час за упокой. Как было тяжело, можно заключить из того, что 1 месяц служения в армии приравнивался к одному году служения на приходе. И вот, батюшка 2 года нес такое служение, где закалялась его воля.
По окончании службы в армии в 1917 году он возвращается на свой приход в г. Соколов, где был награжден скуфией и камилавкой (во время его отсутствия там служил отец Владимир - муж его сестры).
В 1920 году происходит перелом в семейной жизни, матушка подает на развод, 15 апреля этого года их разводят гражданским и церковным разводом. Снято церковное бракоблагословение решением Волынского Епархиального Начальства 24/25 ноября 1921 года. Молодой священник остается один, вернее не один, а с Богом. И тут открывается еще более широкое поле деятельности, но новой власти не нравится деятельность священника и на него начинаются гонения. В 1922-23 годах его перемещают служить вс. Шумское Трояновского района. 26 июня 1923 года в г. Житомире окончил полный курс двойной итальянской бухгалтерии. В 1925 году переведен в с.Андреевка Житомирского района Житомирской области. В 1934 году переведен в с.Слободку Коростышевского района Житомирской области. В 1935 году Архиепископом Киевским и Житомирским Сергием (Гришиным) награжден наперстным крестом, также состоял благочинным района. За ревностное служение и проповедь люди полюбили пастыря, но врагам церкви это не нравится. Батюшка чудом избежал тюрьмы, но с 1936 по 1940 год ему приходится оставить пастырскую деятельность и трудиться на различных работах при Житомирском плодозаводе: маркировщиком, спецификатором, весовщиком; прядильщиком на фабрике Красного Текстиля и помощником бухгалтера на Житомирской межрайонной базе сельхозхимснаба.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 годы батюшка опять на своем месте, на приходе в с. Колодиевка Красноармейского района, а позже в храме в честь Святого Богоявления г. Житомир. Находился на оккупированной территории. В 1943 году, за ревностное служение и проповедь, преосвященным Леонтием (Филипповичем) Епископом Житомирским он был возведен в сан протоиерея. В 1945 году был определен настоятелем Богоявленского храма г.Житомир Богоявленского мужского монастыря и благочинным городских приходов. В том же году Епископом Житомирским и Овручским Антонием (Кротевичем), ко Дню Святой Пасхи , награжден палицей и крестом с украшениями. 12 декабря 1945 года гражданская власть осудила его по статье 54-10 ч.2 УК УССР на 10 лет, с поражением в правах на 3 года. Определением кассационной инстанции срок наказания был сокращен до 5 лет. 1946-50 гг. отбывал наказание на Донбасе Полтавской области (Заключенные Донлага занимались добычей угля, возстановлением угольных шахт в Донбасе и рудников Криворожского бассейна, промышленным, гражданским и жилым строительством, погрузочно-разгрузочными работами). Жизнь на воле была не сахар, а тем более в заключении. Ужасные условия содержания, непосильная работа, жестокое отношение начальства – все это подорвало здоровье служителя Христова. 5 октября 1950 года, по окончании срока, направлен на родину в с.Пищев Ярунского района Житомирской области, где за вакантностию места Епископом Житомирским и Овручским Владимиром (Кобец) на самое короткое время был назначен настоятелем храма и преведен им же в райцентр Ярунь для принятия благочиния, где он продолжает свое служение Богу и людям. 18 марта 1952 года назначен священником в г. Ярунь Житомирской области. 19 мая 1953 года указом Митрополита Ростовского и Новочеркасского Вениамина (Федченкова) был назначен на должность настоятеля Покровского молитвенного дома в станице Кировской Мечетинского благочиния, Ростовской Епархии.
Это было время Хрущевских гонений и проповеднику Слова Божия приходилось трудно. За 7 лет пришлось сменить 6 приходов: Житомирская область, Ростовская область, г. Кострома, Винницкая, Черниговская, Тульская области.В 1953 году перешел на службу в г. Кострому по приглашению Архиепископа Антония (Кротевича), ставшего к этому времени правящим Костромским архиереем. 12 июля 1953 года отец Иларий был назначен настоятелем Свято – Троицкого храма с.Костенева Костромского района, а 23 июля был награжден митрой. 12 октября 1953 года Архиепископом Костромским и Галичским Антонием назначен вторым священником в Александро-Антониевский храм, где прослужил в Селище до июня 1954 года. 7 июня 1954 года Епископом Винницким и Брацлавским Андреем (Сухенко). Был назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Ильинцы Ильинецкого района Винницкой области. 6 марта 1957 года Архиепископом Тульским и Белевским Антонием (Кротевичем) назначен настоятелем Покровского храма села Новоселебного Болховского района Тульской области и в этом же году перешел в Черниговскую Епархию, где был назначен священником Воскресенского храма г. Ични Черниговской области. 15 мая 1958 года Епископом Орловским и Брянским Иеронимом он назначается вторым священником в храм в честь Святого Богоявления г. Стародуба, в то время там служил о. Петр Халюто. Он также усердно трудится на ниве Христовой, но на несколько приходов один храм, и даже два священника с трудом справляются со своими обязанностями. По состоянию здоровья ему пришлось уйти за штат. 16 января 1960 года Епископом Орловским и Брянским Иеронимом была выдана протоиерею Иларию Радковскому справка о том, что он состоит за штатом и в священнослужении не запрещен. 24 февраля 1967 года Архиепископом Орловским и Брянским Палладием (Шерстенниковым) был временно назначен вторым священником храма в честь Святого Богоявления г. Стародуб Брянской области.
Недалеко от г. Стародуба находится с. Чубковичи, где с давних пор находится чудотворный образ Богородицы Смоленской Одигитрии (Путеводительницы). Было время, что там не было священника и в 1968 году он временно назначен настоятелем храма. По состоянию здоровья постоянно служить батюшка уже не может, но в некоторые воскресные и праздничные дни он все равно совершает богослужение. Позже туда назначают священника, а протоиерей Иларий через некоторое время служения в храме в честь Святого Богоявления г. Стародуба уходит на покой.
19 сентября 1978 года в 6 часов утра на 88 году окончил свой земной путь ревностный пастырь, горячий проповедник Слова Божия, Истины и правды, митрофорный протоиерей Иларий. Как и его небесный покровитель. Мученик Иларий, который пострадал за Христа во II веке, так и страдалец страдал за Христа от безбожной власти. Он не столько страдал физически, но душевные муки сильнее телесных. Отпевание над усопшим совершил протоиерей Петр Халюто. Протоиерей Иларий похоронен на Ильинском кладбище в г. Стародуб, недалеко от места, где стояла часовня во имя пророка Божия Илии. Он сказал: «Положите меня с моими прихожанами, чтобы на Страшном Суде при вопрошениии Пастыреначальника Христа мне сказать: «Вот я и чада мои, за себя и за них даю ответ».
Сохранился автограф протоиерея Илария, обращенный к неизвестному лицу: «Помни, что тебе еще предстоит жить и жить. А я скоро уже отойду. Не поленись хоть один раз придти в теплый, солнечный день к моей могиле с сей тетрадкой и прочесть написанное моей рукой для умилостивления Всевышняго ко мне окаянному грешнику. Протоиерей Иларий Радковский.» 15. 01.1969 г.
Воспоминания протоиерея Петра Халюто:
«С отцом Иларием Радковским я прослужил около 15 лет в Свято-Богоявленском храме г. Стародуба Брянской обл.
В то время это был один действующий храм на весь район.
При моем служении с 1961 г. о. Иларий не состоял в штате служащим священником, хотя служил в Богоявленском храме до моего назначения.
По благословению Архиепископа Орловского и Брянского Палладия о. Иларий, находясь на епархиальной пенсии в заштате, часто помогал мне в служении.
Мы с ним были дружны, и я часто бывал в его доме. Особых духовных подвигов я в нем не замечал, но что-то в нем было, в его натуре и жизни.
В прошлом полковой священник Царской армии, о. Иларий усвоил военную дисциплину и был строг к себе и людям. Он всегда возмущался, если я с опозданием начинал Богослужение. Сам же никогда не опаздывал, даже на 1 минуту. От прихожан он тоже требовал порядка во всем, особенно возставал против разговоров в храме. Во дни Поста, при скоплении множества причастников (а иногда их было до 1500 человек), когда возникали шум и толкотня в храме, о. Иларий уходил с Чашей в Алтарь. Выходил только при водворении полной тишины.
О. Иларий никогда никого не осуждал, приходилось мне в его присутствии о ком-либо посудить, он или молчал, или сменял тему разговора.
Спиртных напитков он не употреблял, а пьяниц увещевал обратиться к трезвости.
В церковь о. Иларий всегда ходил пешком, хотя разстояние от его дома до храма было 3 км. Подъехать до церкви у него была возможность всегда. Водители машин, видя пожилого священника, останавливались и предлагали свои услуги, но батюшка отказывался от них.
Дома о. Иларий имел Антиминс и почти ежедневно совершал Литургию, исключая праздничные дни, когда бывал в храме.
Поминальниц о живых и мертвых в его домашней церкви было очень много, которые он прочитывал ежедневно. На ектениях, прося у Бога христианской мирной безболезненной кончины, о. Иларий всегда ложил земной поклон. Ежемесячно он исповедовался у меня и принимал Святые Тайны.
В последние годы своей жизни о. Иларий ходил каждое утро на кладбище, за 2 км, и совершал панихиды на месте, которое он выбрал для своего упокоения.
С улыбкой радости он однажды мне сказал: «Всякие у меня есть грехи, но радуюсь, что никого никогда в жизни не предал!»
Умер о. Иларий скоропостижно, ночью. Я совершил над ним отпевание.»