Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Проект «Брянское духовенство» > Биографическая база духовенства XX век

Радковский Илларион Александрович

Радковский Илларион Александрович
Настоятель храма

Дата рождения 20.07.1890

Место рождения село Пищево Ярунского района Житомирской области

Дата рождения: 20 (12?) июля 1890 года

История служения

Дата началаДата окончанияСанМесто служения
- 1911Псаломщик/псаломщицаХрам села Хромин Хмельницкой области
- 1912ИерейХрам местечка Соколова Житомирской области
19151917Иерей
19181921ИерейХрам села Шумск Трояновского района Житомирской области
19181921ИерейХрам местечка Соколова Житомирской области
19221923ИерейХрам села Шумск Трояновского района Житомирской области
19241936ИерейХрам села Слободка Коростошовского района Житомирской области
19411944ИерейХрам села Колодиевка Красноармейского района Житомирской области
- 1945Иерей
- 1951ИерейХрам села Пищево Ярунского района Житомирской области
- 1952ИерейХрам местечка Ярунь Ярунского района Житомирской области
- 1953ИерейХрам города Кострома
19541957ИерейХрам местечка Ильинцы Винницкой области
- 1957Храм в честь Святого Воскресения города Ични Черниговской области
1958 - ИерейХрам в честь Богоявления (Крещения) Господня город Стародуб
1968 - Настоятель храмаХрам в честь зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы села Чубковичи Нижневской волости Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Стародубский район Брянской области)

Преследования

Дата арестаДата приговораПриговор
- 12.12.19455 лет лишения свободы с поражением в правах на 3 года

Биографическая справка

Пищево Житомирской обл., Ярунского р-на в верующей семье. Отец – диакон Александр (но служил псаломщиком), мать – Павла. В семье было шестеро детей – две сестры и четыре брата. Мальчик сначала учился дома, потом в приходской школе, позже поступил в Житомирское Духовное Училище, по окончании, 6 ноября 1905 года поступил в Волынскую Духовную Семинарию. На то время там обучалось 500 человек. Окончил Семинарию в 1911 году. Поведение было отличное и он был причислен педагогическим собранием семинарии ко второму разряду воспитанников. По окончании, 24 августа 1911года, был назначен учителем в с. Каленичи Изяславского уезда, потом служил псаломщиком сначала в с. Храмин Хмельницкой обл., потом в с. Плещин. В это время познакомился и женился на дочери священника – Агрипине Иосифовне Мрзене (по национальности – чешка). 14 ноября 1912 года Гавриилом (Воеводиным) Епископом Острожским, викарием Волынской Епархии, рукоположен во священника к Свято – Михайловскому храму г. Соколова Новоград-Волынского уезда Волынской губернии (второй благочиннический округ) (ныне Красноармейский район Житомирской области), где он служил до 1915 года. В этом же году, за усердное служение, был награжден набедренником. Приход нуждался в духовном врачевстве, т.к. на нем были хлысты (сектанты). Они ходят в храм, выполняют внешние предписания Церкви, а потом могут где-то собираться и проводить свои рдения (собрания). Так что молодому священнику было где применить свои знания и веру. В 1915 году по велению сердца и патриотических чувств добровольно просится в действующую армию. Ему в этом не отказывают, и он служит полковым священником в царской армии в 463-ем Краснохолмском пехотном полку. Где только не приходилось быть молодому пастырю. Затишье между боями. Что главное? Молитва. И вот тут переносной престол, антиминс и прямо в окопах под чистым небом несется к Богу молитва: «Господи, помилуй! Господи, прости! Господи спаси!». Быстро, по военному, совершается служба, но с какой горячей верой (и так всю последующую жизнь). Вот батюшка поисповедовал, причастил и обратно в бой. Но уже солдатам легче смотреть смерти в лицо, ведь они со Христом, а пастырь молится о своих духовных детях. Бывает сейчас о здравии, а через час за упокой. Как было тяжело, можно заключить из того, что 1 месяц служения в армии приравнивался к одному году служения на приходе. И вот, батюшка 2 года нес такое служение, где закалялась его воля.

По окончании службы в армии в 1917 году он возвращается на свой приход в г. Соколов, где был награжден скуфией и камилавкой (во время его отсутствия там служил отец Владимир - муж его сестры).

В 1920 году происходит перелом в семейной жизни, матушка подает на развод, 15 апреля этого года их разводят гражданским и церковным разводом. Снято церковное бракоблагословение решением Волынского Епархиального Начальства 24/25 ноября 1921 года. Молодой священник остается один, вернее не один, а с Богом. И тут открывается еще более широкое поле деятельности, но новой власти не нравится деятельность священника и на него начинаются гонения. В 1922-23 годах его перемещают служить вс. Шумское Трояновского района. 26 июня 1923 года в г. Житомире окончил полный курс двойной итальянской бухгалтерии. В 1925 году переведен в с.Андреевка Житомирского района Житомирской области. В 1934 году переведен в с.Слободку Коростышевского района Житомирской области. В 1935 году Архиепископом Киевским и Житомирским Сергием (Гришиным) награжден наперстным крестом, также состоял благочинным района. За ревностное служение и проповедь люди полюбили пастыря, но врагам церкви это не нравится. Батюшка чудом избежал тюрьмы, но с 1936 по 1940 год ему приходится оставить пастырскую деятельность и трудиться на различных работах при Житомирском плодозаводе: маркировщиком, спецификатором, весовщиком; прядильщиком на фабрике Красного Текстиля и помощником бухгалтера на Житомирской межрайонной базе сельхозхимснаба.

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 годы батюшка опять на своем месте, на приходе в с. Колодиевка Красноармейского района, а позже в храме в честь Святого Богоявления г. Житомир. Находился на оккупированной территории. В 1943 году, за ревностное служение и проповедь, преосвященным Леонтием (Филипповичем) Епископом Житомирским он был возведен в сан протоиерея. В 1945 году был определен настоятелем Богоявленского храма г.Житомир Богоявленского мужского монастыря и благочинным городских приходов. В том же году Епископом Житомирским и Овручским Антонием (Кротевичем), ко Дню Святой Пасхи , награжден палицей и крестом с украшениями. 12 декабря 1945 года гражданская власть осудила его по статье 54-10 ч.2 УК УССР на 10 лет, с поражением в правах на 3 года. Определением кассационной инстанции срок наказания был сокращен до 5 лет. 1946-50 гг. отбывал наказание на Донбасе Полтавской области (Заключенные Донлага занимались добычей угля, возстановлением угольных шахт в Донбасе и рудников Криворожского бассейна, промышленным, гражданским и жилым строительством, погрузочно-разгрузочными работами). Жизнь на воле была не сахар, а тем более в заключении. Ужасные условия содержания, непосильная работа, жестокое отношение начальства – все это подорвало здоровье служителя Христова. 5 октября 1950 года, по окончании срока, направлен на родину в с.Пищев Ярунского района Житомирской области, где за вакантностию места Епископом Житомирским и Овручским Владимиром (Кобец) на самое короткое время был назначен настоятелем храма и преведен им же в райцентр Ярунь для принятия благочиния, где он продолжает свое служение Богу и людям. 18 марта 1952 года назначен священником в г. Ярунь Житомирской области. 19 мая 1953 года указом Митрополита Ростовского и Новочеркасского Вениамина (Федченкова) был назначен на должность настоятеля Покровского молитвенного дома в станице Кировской Мечетинского благочиния, Ростовской Епархии.

Это было время Хрущевских гонений и проповеднику Слова Божия приходилось трудно. За 7 лет пришлось сменить 6 приходов: Житомирская область, Ростовская область, г. Кострома, Винницкая, Черниговская, Тульская области.В 1953 году перешел на службу в г. Кострому по приглашению Архиепископа Антония (Кротевича), ставшего к этому времени правящим Костромским архиереем. 12 июля 1953 года отец Иларий был назначен настоятелем Свято – Троицкого храма с.Костенева Костромского района, а 23 июля был награжден митрой. 12 октября 1953 года Архиепископом Костромским и Галичским Антонием назначен вторым священником в Александро-Антониевский храм, где прослужил в Селище до июня 1954 года. 7 июня 1954 года Епископом Винницким и Брацлавским Андреем (Сухенко). Был назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Ильинцы Ильинецкого района Винницкой области. 6 марта 1957 года Архиепископом Тульским и Белевским Антонием (Кротевичем) назначен настоятелем Покровского храма села Новоселебного Болховского района Тульской области и в этом же году перешел в Черниговскую Епархию, где был назначен священником Воскресенского храма г. Ични Черниговской области. 15 мая 1958 года Епископом Орловским и Брянским Иеронимом он назначается вторым священником в храм в честь Святого Богоявления г. Стародуба, в то время там служил о. Петр Халюто. Он также усердно трудится на ниве Христовой, но на несколько приходов один храм, и даже два священника с трудом справляются со своими обязанностями. По состоянию здоровья ему пришлось уйти за штат. 16 января 1960 года Епископом Орловским и Брянским Иеронимом была выдана протоиерею Иларию Радковскому справка о том, что он состоит за штатом и в священнослужении не запрещен. 24 февраля 1967 года Архиепископом Орловским и Брянским Палладием (Шерстенниковым) был временно назначен вторым священником храма в честь Святого Богоявления г. Стародуб Брянской области.

Недалеко от г. Стародуба находится с. Чубковичи, где с давних пор находится чудотворный образ Богородицы Смоленской Одигитрии (Путеводительницы). Было время, что там не было священника и в 1968 году он временно назначен настоятелем храма. По состоянию здоровья постоянно служить батюшка уже не может, но в некоторые воскресные и праздничные дни он все равно совершает богослужение. Позже туда назначают священника, а протоиерей Иларий через некоторое время служения в храме в честь Святого Богоявления г. Стародуба уходит на покой.

19 сентября 1978 года в 6 часов утра на 88 году окончил свой земной путь ревностный пастырь, горячий проповедник Слова Божия, Истины и правды, митрофорный протоиерей Иларий. Как и его небесный покровитель. Мученик Иларий, который пострадал за Христа во II веке, так и страдалец страдал за Христа от безбожной власти. Он не столько страдал физически, но душевные муки сильнее телесных. Отпевание над усопшим совершил протоиерей Петр Халюто. Протоиерей Иларий похоронен на Ильинском кладбище в г. Стародуб, недалеко от места, где стояла часовня во имя пророка Божия Илии. Он сказал: «Положите меня с моими прихожанами, чтобы на Страшном Суде при вопрошениии Пастыреначальника Христа мне сказать: «Вот я и чада мои, за себя и за них даю ответ».

Сохранился автограф протоиерея Илария, обращенный к неизвестному лицу: «Помни, что тебе еще предстоит жить и жить. А я скоро уже отойду. Не поленись хоть один раз придти в теплый, солнечный день к моей могиле с сей тетрадкой и прочесть написанное моей рукой для умилостивления Всевышняго ко мне окаянному грешнику. Протоиерей Иларий Радковский.» 15. 01.1969 г.

Воспоминания протоиерея Петра Халюто:

«С отцом Иларием Радковским я прослужил около 15 лет в Свято-Богоявленском храме г. Стародуба Брянской обл.

В то время это был один действующий храм на весь район.

При моем служении с 1961 г. о. Иларий не состоял в штате служащим священником, хотя служил в Богоявленском храме до моего назначения.

По благословению Архиепископа Орловского и Брянского Палладия о. Иларий, находясь на епархиальной пенсии в заштате, часто помогал мне в служении.

Мы с ним были дружны, и я часто бывал в его доме. Особых духовных подвигов я в нем не замечал, но что-то в нем было, в его натуре и жизни.

В прошлом полковой священник Царской армии, о. Иларий усвоил военную дисциплину и был строг к себе и людям. Он всегда возмущался, если я с опозданием начинал Богослужение. Сам же никогда не опаздывал, даже на 1 минуту. От прихожан он тоже требовал порядка во всем, особенно возставал против разговоров в храме. Во дни Поста, при скоплении множества причастников (а иногда их было до 1500 человек), когда возникали шум и толкотня в храме, о. Иларий уходил с Чашей в Алтарь. Выходил только при водворении полной тишины.

О. Иларий никогда никого не осуждал, приходилось мне в его присутствии о ком-либо посудить, он или молчал, или сменял тему разговора.

Спиртных напитков он не употреблял, а пьяниц увещевал обратиться к трезвости.

В церковь о. Иларий всегда ходил пешком, хотя разстояние от его дома до храма было 3 км. Подъехать до церкви у него была возможность всегда. Водители машин, видя пожилого священника, останавливались и предлагали свои услуги, но батюшка отказывался от них.

Дома о. Иларий имел Антиминс и почти ежедневно совершал Литургию, исключая праздничные дни, когда бывал в храме.

Поминальниц о живых и мертвых в его домашней церкви было очень много, которые он прочитывал ежедневно. На ектениях, прося у Бога христианской мирной безболезненной кончины, о. Иларий всегда ложил земной поклон. Ежемесячно он исповедовался у меня и принимал Святые Тайны.

В последние годы своей жизни о. Иларий ходил каждое утро на кладбище, за 2 км, и совершал панихиды на месте, которое он выбрал для своего упокоения.

С улыбкой радости он однажды мне сказал: «Всякие у меня есть грехи, но радуюсь, что никого никогда в жизни не предал!»

Умер о. Иларий скоропостижно, ночью. Я совершил над ним отпевание.»