Иерей
Дата рождения 1882
Место рождения село Столбун Гомельского уезда (БССР)
Известен только год рождения
История служения
Дата начала | Дата окончания | Сан | Место служения |
1911 | 1917 | Псаломщик/псаломщица | |
1917 | 1920 | Диакон | |
1920 | - | Иерей | Храм во имя святого архистратига Михаила села Денисковичи Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Злынковский район Брянской области) |
1930 | - | Иерей | Храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца села Малые Щербиничи Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Злынковский район Брянской области) |
- | - | Иерей | Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Хохловка Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Климовского района Брянской области) |
Преследования
Дата ареста | Дата приговора | Приговор |
31.12.1924 | - | |
- | - | лишение избирательных прав |
05.11.1930 | 18.11.1931 | 3 года концлагеря |
10.08.1937 | - | 10 лет ИТЛ |
Биографическая справка
Родился в 1882 году в селе Столбун Столбунской волости Гомельского уезда Могилевской губернии (ныне Ветковский район Гомельской области, Белоруссия) в крестьянской семье, русский. Получил домашнее образование: «образования я достигал лично своими трудами, нанимал подготовителей и учился, таким путем я выдержал экзамен при духовной семинарии».
С 1911 г. по октябрь 1917 г. служил псаломщиком в храме во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Воздвижения Честного Животворящего Креста Его (построен в 1835 году на месте старого, закрыт в 1929 году, в 1933 был взорван) села Костюковичи Костюковичской волости Климовичского уезда Могилевской губернии (ныне районный центр Могилевской области, Белоруссия). Затем с 1917 по 1920 годы – диаконом в храме во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Преображения (построен в 1839 году, не сохранился) местечка Ветка Ветковской волости Гомельского уезда Гомельской губернии (ныне Ветковский район Гомельской области, Белоруссия).
Также служил диаконом в селе Прибытки Носовичской волости Гомельского уезда Могилевской губернии (ныне Гомельский район Гомельской области, Белоруссия) в храме во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Её Рождества. Храм построен в 1803 году, деревянный, пятикупольный, не сохранился. В 1972 на месте фундамента храма было воздвигнуто кирпичное здание сельского совета. В 2012 году близ места, где предположительно был алтарь (о чём свидетельствуют остатки полукруглого фундамента, аспиды), воздвигнут православный восьмиконечный памятный крест.
В 1920 году был переведен в село Грабовку Носовичской волости Гомельского уезда Гомельской губернии (ныне Гомельский район Гомельской области, Белоруссия) где служил в качестве священника в храме во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Вознесении (построен 1879 году, разрушен в 1946), где прослужил до февраля 1924 года. До июля 1923 года он был обновленцем. Потом с ним получился перелом:«с обновленца стал ярым тихоновцем...». Он «выделился из среды окружающего духовенства, которое продолжало быть обновленческим» и к нему «за 20 - 30 вёрст из окружающих деревень крестьяне ездили крестить детей и венчаться. прослыхав о Грабовском «святом».
Далее с 1924 года на протяжении шести лет проживал в селе Денисковичи Денисковичской волости Новозыбковского уезда Гомельской губернии (ныне Новозыбковский район Брянской области). Служил священником в храме во имя святого архистратига Михаила. Из-за конфликта с псаломщиком Малахом Самсоновичем …, вынужден был переехать в село с. Малые Щербиничи, «куда меня пригласили верующие, условно поменявшись местами с бывшим священником Мармазинским. Мармазинского же Денисковичские гр-не не приняли». Там служил с августа 1930 годав местном храме во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (деревянной постройки 1712 года на пожертвования прихожан, в 1960-е годы разрушен, чудом сохранились фотографии тех лет, впрочем, как и уцелевшие иконы, спасенные прихожанками храма).
О себе в тот период он говорил следующее: «С бедноты за требы я платы совершенно не брал, поэтому по распоряжению ВЦИКа с меня была сложена половина налога», «к Советской власти я отношусь согласно апостольского учения, я как христианин одинаково должен относиться ко всякой власти безразлично, каждую власть я признаю и подчиняюсь, как власти от Бога».
В 1925 или 1926 году был под следствием по подозрению совершения обманных действий, находился под стражей 3-4 дня. Был оправдан. Избирательных прав лишен как священник, сельскохозяйственным и подоходным налогом не облагался, т.к. в селе Малые Щербиничи на момент ареста жил около 2-х месяцев.
6 ноября 1930 г. был арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР. Содержался под стражей в арестантском помещении Чуровичского РАО. Обвинялся в том, что «... будучи враждебно настроенным к существующему госстрою диктатуры пролетариата вёл систематическую антисоветскую агитацию и состоял активным членом контрреволюционной организации». В предъявленном обвинении виновным себя не признал.
Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ от 18 ноября 1931 года был приговорен к лагерному заключению сроком на 3 года, срок считался с 6 ноября 1930 года.4 февраля 1933 года на Заседании Коллегии ОГПУ (судебном) было пересмотрено дело гр. Рассахонова Спепана Федосеевича и постановлено: «ДОСРОЧНО ОСВОБОДИТЬ и выслать через ППОГПУ в Севкрай на оставшийся срок».
Он был выслан в гор. Мариинск (Мариинского района Западно-Сибирского Края (ныне районный центр Кемеровской области), где пробыл три месяца, после чего отправлен в на строительство Беломор-Балтийского канала в гор. Повенец Повенецкого района КАССР (ныне поселок городского типа в Медвежьегорском районе Республики Карелии). 25 марта 1933 года был признан нетрудоспособным, отправлен на вольную ссылку в гор. Вологду Северного Края (ныне областной город Северо-Западного федерального округа), а через некоторое время в гор. Кировск (бывший поселок Хибиногорск) Мурманского округа Ленинградской области (ныне город в Мурманской области), где пробыл три месяца и сбежал «на вольном поселении я заболел, средств для существования не было, я решил покинуть самовольно», не отбыв четыре месяца до окончания срока наказания. Вернулся в село Денисковичино, не устроившись на службу, переехал в село Хохловку.
На момент ареста в 1937 году проживал в селе Хохловка Климовского района Клинцовского округа Западной области (ныне Климовский район Брянской области). Служил священником в храме Во имя Пресвятой Богородицы, в память честного Её Покрова (деревянный, 1886 года постройки).
10 августа 1937 года был арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10, ч. 1 УК РСФСР. На время следствия содержался в тюрьме гор. Новозыбкова. Обвинялся в том, что «после совершенного побега, проводил контрреволюционную работу, распространял сфабрикованные на религиозную тему листовки, проводил нелегальные собрания. Всячески компрометировал Сталинскую конституцию, доказывал о скорой войне и гибели Советской власти, сожалел о расстрелянных шпионах».
Виновным себя признал только в части побега, остальные обвинения категорически отрицал.
На заседании особой тройки при УГБ УНКВД Западной области от 20 сентября 1937 года приговорен к лагерному заключению сроком на десять лет. Реабилитирован 5 июня 1989 года.