Схимонах/схимонахиня
Дата рождения 1853
Место рождения местечко Почеп Почепской волости Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне города Почепа Почепского района Брянской области)
Дата рождения примерная
История служения
Преследования
Дата ареста | Дата приговора | Приговор |
- | - | упоминается в деле, не приговаривался(-лась) |
Биографическая справка
Родилась приблизительно в 1853 году в гор. Почеп Почепской волости Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне районный центр Брянской области), в крестьянской семье, русская, грамотная. Отец с матерью умерли так рано, что она их не помнила. 62 года прожила в монастыре.
Сначала поступила в Каменский Успенский женский монастырь Куршановичской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Климовского район Брянской области). Основан в 1681 году. Первоначально был мужским, а в 1786 году преобразован в женский, в него были переведены инокини Успенского Печенецкого монастыря. Просуществовал Каменский Свято-Успенский монастырь 247 лет. В 1928 году, решением Брянского губисполкома, от 15 октября 1928 года, Каменский Успенский монастырь был закрыт. Постепенно каменные здания и ограду стали разбирать для нужд Новозыбкова и других значимых объектов.
После пострижения в монахини, примерно в 1903 году была переведена во вновь созданный Разрытовский Троицко-Покровский женский монастырь в селе Разрытое Романовской волости Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне село Разрытое Мглинского района Брянской области), прожила там 10 лет.
В 1913 году с монахиней Мариамой Безиковой ездили на поклонение в Иерусалим. Возвращаясь, Параскева Романовна заболела. Врач сказал, что более суток не проживет, и больная была пострижена в схимонахини. По возвращении жила в Разрытовском Троицко-Покровском монастыре до его ликвидации в 1921 году.
В 1900 году княгиней Александрой Голициной была основана женская община, реорганизованная с 1904 в Свято-Троицкий Покровский девичий монастырь по образу уже существовавших к тому времени Александровской (Санкт-Петербург) и Марфо-Мариинской (Москва) женских общин, созданных особами, принадлежавшими к царской семье. Такие общины являлись своеобразными женскими монастырями в миру, там не требовали пострига в инокини. Так называемое белое монашество. Женщины в возрасте от 21 до 40 лет давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения от мирских соблазнов. Их жизнь и труд определялись уставом, подобно монастырскому. Устав утверждал Святейший Синод. В декабре 1917 года по решению Мглинского уездного исполкома монастырское имущество переписали и объявили народным достоянием и, как тогда было принято, просто разграбили. Постепенно и монастырские здания отходили «на нужды советской власти». В апреле 1918 года сюда, в Разрытое, перевели детский приют, устроили здесь фельдшерский пункт — всё за счет построек обители. Весной 1919 года новая беда — эпидемия сыпного тифа, унесшая немало жителей Разрытого и насельниц монастыря. 24 июня 1921 года президиум Мглинского уисполкома Гомельской губернии принял постановление о ликвидации монастыря в Разрытом. Всё имущество обители было конфисковано и частично использовано для оборудования партклуба, строения не сохранились.
В 1918 году против Разрытовского Троицко-Покровского женского монастыря и его обитателей начались местные самоуправные противозаконные действия, которые продолжались и в последующие годы, несмотря на то, что в Разрытое командировались члены совета «для выяснения вопросов, о самочинных реквизициях в разрытовском монастыре» (В Брянском архиве хранится протокол № 15 от 27 июня 1918 года).
12 июля 1921 года было послано письмо председателю Гомельского губернского исполкома (тогда Мглинский уезд числился уже за Гомельской губернией), а копия его была послана председателю ВЦИК М. И. Калинину. В этом письме члены унечского церковного совета Святой Николаевской церкви, тесно связанные с Разрытовской монастырской общиной, писали, что общину разорили. А в ней числилось 160 человек, третья часть которых больные, увечные, нетрудоспособные люди были выброшены из монастыря и теперь «скитаются по разным хатам». Гомельская Губчека приступила к расследованию, порученному М.И. Калининым о ответной телеграмме от 21 июля 1921 года, но монастыря уже не было. Монахини выехали из Разрытого кто к своим родным, кто к знакомым людям в разные города и села. Имущество монастыря разошлось по рукам крестьян-соседей. Иконы из келий и монастырской церкви были разобраны. Некоторые из них еще хранятся в крестьянских домах. Так как гонения на монастырь продолжались в течение нескольких лет, монахини, давая показания, называли разные даты его ликвидации.
После жила в Каменском Успенском монастыре до его ликвидации в мае 1929 года.
После ликвидации монастыря поселилась в селе Чолхов (Челхов) Чуровичского района Клинцовского округа Западной области (ныне Климовский район Брянской области) вместе с двумя другими монахинями Безиковой М.Н. и Хомичевой Е.К. в доме диакона Литвинова Ф.Д., занималась рукоделием.