История служения
Дата начала | Дата окончания | Сан | Место служения |
1889 | 1890 | Диакон | Храм села Старая Дегтянка Тамбовской губернии |
1890 | 1896 | Иерей | Храм села Овсянки Кирсановского уезда Тамбовской губернии |
1905 | 1908 | Иерей | Казанский Кафедральный Собор |
1908 | 1908 | Монах/монахиня | Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра города Санкт-Петербург |
1908 | - | Архимандрит | Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра города Санкт-Петербург |
1909 | 1909 | Епископ | Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра города Санкт-Петербург |
1909 | 1911 | Епископ | Харьковская епархия |
1911 | 1916 | Епископ | Черниговская епархия |
1916 | 1917 | Архиепископ | Святейший Правительствующий Синод |
1916 | 1917 | Архиепископ | Черниговская епархия |
1917 | 1917 | Архиепископ | Предсоборный Совет, город Москва |
1917 | 1918 | Архиепископ | Заиконоспасский монастырь, город Москва |
1918 | 1918 | Архиепископ | Священный Собор Российской Православной Церкви |
1918 | 1918 | Архиепископ | Патриаршее управление при Патриархе Тихоне |
Преследования
Дата ареста | Дата приговора | Приговор |
26.03.1917 | - | |
29.03.1917 | - | дело прекращено |
- | 27.08.1918 | расстрел |
Биографическая справка
Родился 01 февраля 1867 г. в селе Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне село в Первомайском районе Тамбовской области) в семье священника. Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся искренней любовью ко Святой Церкви и земному Отечеству и поэтому, по достижении совершеннолетия, у него не было сомнений в выборе пути. Он решил пойти по стопам своего отца, решив посвятить свою жизнь служению Господу и ближним. Родственник митрополита Владимира (Богоявленский Василий Никифорович).
В 1888 г. окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Неприхотливый в быту, с детства приученный к труду и молитве, в Тамбовской Духовной Семинарии Василий проявил себя как одаренный ученик. Он успешно оканчивает Семинарию и 20 сентября 1889 г. принимает рукоположение в сан диакона.
20 сентября 1889 г. - март 1890 г. совмещал служение диакона с трудом учителя одноклассной церковноприходской школы с. Старая Дегтянка (Дегянка, Нагорное) Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне село в Сосновском районе Тамбовской области).
11 марта 1890 г. рукоположен в сан священника. До 1896 г. служил в с. Овсянки Кирсановский уезда Тамбовская губернии (Овсяновка ныне село в Кирсановском районе Тамбовской области России).
Неизлечимая болезнь супруги заставляет о. Василия подумать о других условиях службы Святой Церкви. В 1896 г. он поступает в Казанскую Духовную Академию, ректором которой был в то время епископ Антоний (Храповицкий). О. Василий дорожил дружбой с владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовным советом. После окончания Академии в 1900 г. (кандидат богословия) епископ Антоний предлагает о. Василию остаться в Казани. Батюшка соглашается на предложение своего учителя. Здесь он продолжает нести свой пастырский подвиг еще и в качестве преподавателя Академии.
1905-1908 гг. занимает должность ключарь в Кафедральном соборе г. Казань.
С 1907 г. - член Духовной консистории. В 1907 г. удостоен степени магистра богословия за сочинение "Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического исследования".
Тяжелое испытание, посланное о.Василию Богом, в виде преждевременной смерти жены, понято было ревностным пастырем как призыв к нему отказаться от радостей личной жизни и всего себя отдать на служение Господу и Его Святой Церкви. По благословению владыки Антония о.Василий оставляет Казань и поступает в Александро-Невскую Свято-Троицкую Лавру г. Санкт-Петербург, где 14 августа 1908 г. принимает пострижение в монашеский чин с оставлением ему прежнего имени.
В октябре того же года указом Св.Синода иеромонох о.Василий назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита.
14 октября 1908 г. - 1909 г. будучи ректором Черниговской Духовной Семинарии архимандрит Василий проявляет особый педагогический талант и организаторские способности, что становится известным за пределами Черниговской епархии.
26 июля 1909 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковский) в Троицком соборе Александро-Невской Свято-Троицкой Лавры г. Санкт-Петербург рукоположен в епископы.
26 июля 1909 г. - 04 марта 1911 г. - епископ Сумской, викарий Харьковской епархии.
04 марта 1911 г. - 12 мая 1911 г. епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии.
12 мая 1911 г. - 05 октября 1916 г. - епископ Черниговский и Нежинский.
Со времени упразднения Ильинского монастыря и обращении его в Троицкий Архиерейский дом, высшим домоправителем является архипастырь Чернигова Василий Богоявленский с 13 мая 1911 г.
Черниговская епархия была одной из древнейших на Руси и владыка Василий был достойным приемником ее выдающихся архипастырей. С именем преосвященного Василия было связано множество начинаний в епархии, журнал "Русский паломник" писал: "...устройство двух новых обширных странноприимных дома, прибывающих на поклонение мощам святителя Феодосия [Черниговского]; устройство совершенно нового в практике епархиальной жизни России дела - санатория для воспитанников семинарии, чем дается возможность склонных к туберкулезу учащимся провести летние месяцы в такой обстановке, которая требуется для подобного рода больных, современной медициной... открытие в епархии 2-го епархиального женского училища... возведение Епархиального Дома с храмом и залой для религиозно-просветительских целей и целым рядом благотворительных учреждений при нем. Черниговская епархиальная библиотека была одной из лучших в России. Деятельность Православного Братства св.мч.Михаила, князя Черниговского была преобразована "на новых широких началах": было создано 9 новых комитетов, открыты приходские отделения по всей епархии и т.п. Основной целью Братства, по замыслам Владыки, было "религиозно-нравственное просвещение народа путем устройства научно-богословских лекций для интеллигенции, посредством ведения популярно-научных чтений для народа, открытие при Братстве книжного склада, в котором "православный народ всегда может найти себе действительно нравственно-здоровую пищу". В 1912г. с целью нравственного воспитания народа и православно-миссионерской деятельности в Черниговской епархии начал выходить православный журнал "Вера и жизнь". Благодаря миссионерской деятельности Братства, возглавляемой Святителем Василием, на Черниговщине обратилось в единоверие большое количество старообрядческих беглопоповских и беспоповских поселений. В Черниговской епархии было создано единоверческое Старообрядческое благочиние, в ведении которого насчитывалось 18 церквей, в них богослужения совершались по древнеправославным обрядам. Большое внимание Святитель уделял благотворительности. Стараниями владыки Василия в тяжелые неурожайные годы удалось собрать крупную сумму пожертвований для пострадавших от неурожая губерний.
С июнь 1916 г. - и.о. председателя Издательского Совета при Святейшем Правительствующем Синоде.
05 октября 1916 г. рукоположен в сан архиепископа.
05 октября 1916 г. - 06 мая 1917 г. - архиепископ Черниговский и Нежинский.
С началом революции Владыка Василий становится одной из первых жертв гонений на Православную Церковь. По распоряжению Черниговского губернского исполнительного комитета он был дважды подвергнут аресту.
29 марта 1917 г. препровожден властями в Петроград. Ему были предъявлены нелепые обвинения: узурпация власти и стремление к наживе, имя его было оболгано в печати. Это было столь нелепо, что уже в 1917 г. была полностью доказана невиновность владыки.
14 апреля 1917 г. по указу Временного Правительства освобожден от присутствия в Святейшем Синоде.
6 мая 1917 г. уволен на покой, назначен управляющим Николаевской Теребенской пустыни Тверской епархии.
В 1917 г. архиепископ, Предсоборный Совет г. Москвы.
С 11 августа 1917 г. - управляющий Заиконоспасского монастыря г. Москвы.
В 1918 г. - член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.
В мае 1918 г. вошел в Патриаршее управление при Патриархе Тихоне и 11/24 июля 1918 г. был назначен благочинным ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху Тихону).
По постановлению Священного Собора Российской Православной Церкви для расследования обстоятельств ареста архиепископа Андроника Пермского была направлена в Пермь комиссия во главе с архиепископом Василием, в которую вошли еще два члена Собора: миссионер Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми. Советское правительство не препятствовало этому расследованию и даже предоставило комиссии отдельный вагон. Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине пермских мучеников. Это вызвало гнев местных коммунистов. Когда по окончании расследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело Владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне и к могилам мучеников начались паломничества, у могилы совершались чудотворения. Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и предали сожжению. По другой версии, архиепископ Василий был арестован и после непродолжительного тюремного заключения расстрелян вместе с другими членами комиссии 27 августа 1918 г. Судьба членов Комиссии была неизвестна членам Собора, в октябре 1918 г. Соборный Совет предпринял попытки узнать о судьбе новомучеников. На родине святителя Василия - на Черниговщине - верующий народ благоговейно почитает его память.
Священномученик архиепископ Василий (Богоявленский) канонизирован 20 августа 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. по представлению Черниговской епархии.
Дни памяти:
Собор новомучеников и исповедников Российских. Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02;
14.08/27.08 (день мученической кончины (1918г.)).
Источники:
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.70, 178.
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.277.
Агафонов П.Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь, 1995. С.60.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.965.
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.85-88.
Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.172-173.
Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Архиеп.Пермский Андроник, еп.Соликамский Феофан, архиеп.Черниговский Василий, еп.Семиреченский Пимен. 1867-1918/ Сост.В.А.Королев. Фрязино, 1998. С.90-102.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
Шумило Виталий. Священномученик Василий Черниговский// Православная жизнь (Orthodox Life) (Приложение к Православной Руси). 1998, февраль, N 2 (578). С.13-17.
ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.531.
РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Д.19128.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.
Черниговские епархиальные ведомости. 1911, №14, с.382.