Иерей
Дата рождения 17.09.1877
Место рождения село Мокрое Грибовской волости Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне территория Куйбышевского района Калужской области)
1921-1930 гг. - служил в одной из 4 церквей село Рековичи (Состивка, Сторонка, Ударник, Хамовка) Салынской волости Брянского уезда Брянской губернии (ныне территория Дубровского р-на Брянской обл.)
История служения
Преследования
Дата ареста | Дата приговора | Приговор |
- | 1922 | лишение избирательных прав |
22.06.1927 | - | Из под стражи отпустить |
14.06.1932 | 20.11.1932 | 5 лет ссылки |
Дата реабилитации
20.06.1989
Биографическая справка
Родился в 1877 г. 17 сентября в с. Мокрое Грибовской волости Жиздринского уезда Калужской губернии (в 1920 г. Жиздринский уезд вошёл в состав Брянской губернии, ныне территория Куйбышевского р-на Калужской обл.), русский. Сын священника. Имел брата Петра, на 1932 г., уже покойного, который был товарищем по Московской Духовной Академии Иллариону (Владимиру Алексеевичу Троицкому), ставшему впоследствии священномучеником Илларионом архиепископом Верейским (брат Брянского епископа Даниила (Троицкого)). Также имел трёх сестёр, все они были жёнами священников и проживали в г. Калуге. Старшая - Павла Михайловна Соколова - жена священника г. Калуги Соколова Петра Васильевича, приговорённого к принудительным работам за неуплату налогов; вторая - Мария Михайловна - вдова священника; третья - София Михайловна Тихомирова - вдова священника Тихомирова Василия Алексеевича. умершего в ссылке в 1931 г.
В 1902 г., окончив Калужскую Духовную Семинарию, в 25 лет женился на дочери помещика д. Березовка Жиздринского уезда Калужской губернии. После окончания Семинарии поступил учителем в родное село Мокрое, где проработав 2 года, был уволен из Духовного ведомства за устроенный вечер в школе для учеников на Рождественских каникулах. Архиереем Вениамином был восстановлен в звании и переведён в наказание в худшую школу при селе Карове Калужского уезда, там проработал 1 год и в 1905 г. был рукоположен в сан священника в с. Кондрыкино.
С 1905 по 1912 г. служил священником в церкви Параскевы Пятницы села Кондрыкино (Кондрышино) Жиздринского уезда Орловской губернии (ныне территория Жиздринского р-на Калужской обл.).
С 1912 по 1916 г. жил в с. Мокрое, служил там священником в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С 15 августа 1916 г. по 20 декабря 1919 г. учился в Московской Духовной Академии. Зачёты по учёбе не сдавал, т.к. Академию закрыли в 1920 г., поэтому специального назначения не имел, хотя Академию окончил. В 1920 г. прибыл на родину в с. Мокрое и служил инструктором Жиздринского Райсоюза до октября 1922 г.
В 1922 г. был лишён избирательных прав. В период с 1922 г. по март 1924 г. служил священником в храме села Новотроицкое недалеко от с. Мокрое. В 1924 г. имеющийся у Ивана Михайловича дом с надворными постройками в с. Мокром был изъят.
С марта 1924 до февраля 1930 г. служил священником в одной из 4-х церквей села Рековичи (Состивка, Сторонка, Ударник, Хамовка) Салынской волости Брянского уезда Брянской губернии (ныне территория Дубровского р-на Брянской обл.).
В 1927 г. 22 июня арестовывался Брянским ОГПУ по подозрению в антисоветской агитации и содержался под стражей в Брянском Домзаке два месяца, но был освобождён. В феврале месяце 1930 г. по рекомендации священника Сенягина Виктора Николаевича, переехал служить в поселок Борисовка Белогородского р-на Курской губернии. Прослужив там 4 месяца, и из-за неурожая и голода вернулся священником в Рековичи.
С 1931 г. ноября месяца и до ареста в 1932 г. служил священником Соборной церкви во имя Архистратига Михаила г. Карачева. Был арестован 14 июня 1932 г. На момент ареста в 1932 г. жил в Карачеве в собственном доме по ул. Карла Маркса, 58 с женой, имел 5-х взрослых дочерей.
Ему и другим арестованным предъявлено обвинение в том, что они “будучи между собой тесно связаны единством политических и религиозных убеждений и имея между собой постоянное общение, создали К-Р. церковно-монархическую группировку, для чего устраивали под видом чаепития нелегальные собрания, направляя свою деятельность, главным образом к срыву социалистического переустройства деревни и проводимых мероприятий Совласти, в результате чего в ряде сельсоветов Карачевского р-на систематически не выполнялись хлебозаготовительные планы, срывались весенне-посевные и налоговые компании и друг. мероприятия, этим-же объясняется слабый рост коллективизации в расположенных вокруг Карачева населённых пунктов, весной 1932 г. массовый выход из колхозов, разбор общественного инвентаря, сбруи лошадей, семфондов и массовые выступления на этой почве, - в преступлении, предусмотренном ст.58 п.11 УК”. В предъявленном обвинении виновным себя не признал.
Отец Иоанн был хорошо знаком с епископом Даниилом (Троицким), который управлял Брянской епархией с 1931 по 1934 годы, боролся с обновленцами и придерживался направления патриарха Тихона.
В 1932 г. 20 ноября – тройкой ПП ОГПУ Западной обл. признан виновным по ст. 58 п. 10,11 УК РСФСР и приговорен к ссылке в Северный край на 5 лет. Реабилитирован 20 июня 1989 г.
Источники:
Государственный архив Брянской области, Ф. 558, оп. 3, д. 28, л. 72, 257 обр. (Списки лишенных избирательных прав);
Архив УФСБ РФ по Брянской обл., арх.-уг. Д. 10901-П.