Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Новости > События епархии > Митрополит Александр в онлайн-формате принял участие в Межрегиональном круглом столе «Пополнение братства обители. От чего это зависит?»

События епархии

23 июля 2024 г.

Митрополит Александр в онлайн-формате принял участие в Межрегиональном круглом столе «Пополнение братства обители. От чего это зависит?»

23 июля, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Синодального отдела по монастырям и монашеству, в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре Смоленской епархии состоялся Межрегиональный круглый стол «Пополнение братства обители. От чего это зависит?».

Митрополит Брянский и Севский Александр принял участие в форуме в онлайн-формате. Вместе с архипастырем участниками круглого стола стали благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), настоятели и настоятельницы брянских обителей.

Форум объединил архипастырей, игуменов, игумений и монашествующих 11 епархий, включая 43 монастыря и 1 архиерейское подворье в составе Калужской, Брянской, Тверской и Смоленской митрополий.

Оргкомитет по подготовке и проведению круглого стола возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

В своем приветственным слове глава Смоленской митрополии отметил, что форум, посвященный созиданию и развитию монашества Русской Православной Церкви, на Смоленской земле организуется третий раз. Местом его проведения традиционно выступает Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь – «одна из древних смоленских обителей, возрожденных буквально из руин трудами нашего Предстоятеля в годы его архипастырского служения на Смоленской кафедре».

С приветственным словом к участникам конференции обратился митрополит Брянский и Севский Александр:

- Полагаю, что для всех участников сегодняшнего круглого стола очевидна проблема пополнения монашеских общин, не являющаяся актуальной сегодня, пожалуй, лишь для ставропигиальных и крайне небольшого числа епархиальных обителей.

Время интенсивного роста числа монастырей в 90-е годы ушедшего столетия стало следствием, с одной стороны – возрождения церковной жизни в целом после богоборческого периода, а с другой – идеологического и социального кризисов в государстве, обусловивших приток людей в новообразованные монашеские братства и сестричества. Ныне же, когда этот процесс в значительной мере приостановился, наступает время проанализировать текущее положение дел, определить, какие факторы оказывают влияние на современное состояние иноческой жизни нашей Церкви и в чем, возможно, необходимы изменения.

Прежде всего стоит отменить так называемые внешние факторы, влияющее как на количество, так и на «качество» приходящих в настоящее время в монастыри. На протяжении трех последних десятилетий нашему государству так и не удалось преодолеть демографический кризис, выражающийся крайне низкой рождаемостью, не наблюдаемой только в регионах с преобладающим мусульманским населением. Соответственно, уже факт снижения общего числа молодежи в России дает первый ответ, почему мы видим так мало молодых людей в монастыре. С другой стороны, в целом современная молодежь, согласно статистическим данным, находится далеко от веры вследствие того влияния, которое оказывает на нее массовая культура, пропагандирующая праздность, комфорт, стремление жить в виртуальной реальности. И наконец, стоит отметить, что обилие информации в нынешний цифровой век приводит к тому, что даже находящиеся в духовном поиске молодые люди в отличие от своих предшественников, проходивших этот путь 20-30 лет назад, не приходят в монастырь просто потому, что, как им кажется, получают ответы на серьезные мировоззренческие духовные вопросы, служившие ранее поводом прийти в обитель и самому приобщиться к многовековой традиции православного богословия, неразрывно связанного с практической духовной жизнью, от популярных церковных блогеров, запросто в течение нескольких минут, как они считают, подробно объясняющих то, на осознание чего у подвижников уходили десятилетия молитв и аскетических трудов. Представители более зрелого возраста, приходящие в монастырь сегодня, также, к сожалению, бывают далеки от стремления к истинному ангельскому житию просто потому, что не имеют понимания его смысла, да и порой не нуждаются в поиске такового, уходя «от мира» по различным причинам неустроенности в нем.

Все перечисленные проблемы являются актуальными, но вместе с тем необходимо осознавать, что монастырское братство не может повлиять на то, каким человек приходит в обитель и отвергнуть его лишь по причине несоответствия своим ожиданиям, помня слова Спасителя «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Когда новоначальный все же приходит в монастырь, дальнейшее его духовное возрастание зависит и от тех, кто призван ему в этом помочь. С самого своего зарождения основой монашества было преемство духовного опыта от старцев к ученикам, благодаря которому те укреплялись и совершенствовались на пути спасения. Этот принцип никогда не потеряет своей актуальности для каждого монаха, и сегодня именно это остается главным. Можно много часов говорить о том, каким должен быть современный монастырь, о важности послушания, недостатке смирения, об оскудении веры и прочем. Однако не стоит забывать, что великое множество людей стекалось к тем, кого мы называем отцами монашеской жизни: преподобным Антонию, Илариону, Пахомию, Савве Освященному, преподобным Антонию и Феодосию Печерским, Сергию Радонежскому, Паисию Величковскому и другим только для того, чтобы стать подобными им. Настолько заметны были эти духовные светильники, что невозможно было им спрятаться под спудом в пустынях, пещерах и непроходимых лесах. И потому преодоление проблем малочисленности братств современных обителей должно и может начинаться только внутри них самих, с того, насколько искренне уже имеющееся малое стадо стремится исполнить призыв своего Пастыря - прийти к Нему и пребывать в послушании Его воле.

Сегодня в ходе работы круглого стола прозвучат доклады, посвящённые актуальной проблематике реалий современного монашества и возможным путям её преодоления, и я хочу в завершение своего выступления напомнить всем нам, что ныне именно мы несем ответственность за его будущее, пришло наше время потрудиться над образом монашества в глазах современных людей, в чем да поможет нам Господь. Желаю всем плодотворной работы в рамках этого мероприятия и в трудах иноческой жизни.

Участников форума также приветствовали митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, епископ Козельский и Людиновский Никита, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, епископ Бежецкий и Удомельский Филарет, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан.

В продолжение работы круглого стола митрополит Исидор зачитал приветственное слово к участникам круглого стола викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста.

Затем были заслушаны доклады игумений и монашествующих, посвященные историческим и региональным особенностям формирования монашеской общины, размышлениям о малочисленности современных монастырей.

Пополнение братства обителей – это актуальная проблема современного монашества, и участники круглого стола пытались найти пути решения непростых вопросов. В частности, речь шла о том, что в сегодняшнее время нужно особое внимание обратить на молодые семьи и помочь им в воспитании детей, дать им духовное образование, организовать церковное общение. Ведь действительно монахами не рождаются, монахами становятся. А в монастырь не уходят, в монастырь приходят, ведь монах – это призвание. И, конечно, обитель привлекает не бытовым комфортом, а атмосферой братской любви.

В завершение пленарного заседания был рассмотрен проект итогового документа. 

Пресс-служба Брянской епархии