Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Периодика > Публикации > Апостольские чтения приготовительных недель

Публикации

5 февраля 2023 г.

Апостольские чтения приготовительных недель

Перед началом Великого Поста Церковный Устав назначает четыре приготовительных Воскресения (недели), чтобы постепенно ввести верующего к его личному постному подвигу и чтобы настроить его разум на благочестивые размышления.

Эти четыре недели имеют собственные названия, согласно содержанию тех Евангельских фрагментов, которые читаются за Литургией в приготовительные Воскресные дни: о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), о блудном сыне (Лк. 15:11–32), о Страшном Суде (Мф. 25:31–46) и Прощеное Воскресение (Мф. 6:14–21). Соответственно, каждое это Воскресение несет в себе определенную часть Евангельского учения, которую Церковь сочла нужным напомнить христианам именно в эти приготовительные недели. Например, в Неделю о мытаре ифарисее—омолитве и о преодолении собственной гордыни; в Неделю о блудном сыне—о спасительном покаянии. Затем Церковь напоминает о неизбежном ответе перед Богом о своих делах и поступках (Неделя о Страшном Суде), а также о том, чем заслужить прощение Всевышнего (Прощеное Воскресение).

Апостольские чтения этих приготовительных дней дополняют упомянутые Евангельские идеи не менее важными наставлениями о том, как христианину провести Великий Пост. На первый взгляд, эти чтения не вполне соответствуют главной теме того или иного приготовительного Воскресения, но в том и смысл их содержания, чтобы не повторить Евангелие, но дополнить его живым Апостольским опытом исполнения учения Христа Спасителя.

В первую приготовительную Неделю, о мытаре и фарисее, за Литургией читается фрагмент Второго Послания к Тимофею (3:10–15), в котором Первоверховный Павел наставляет своего верного спутника и ученика Тимофея быть твердым в вере, невзирая на обстоятельства. Евангельская притча этого дня учит смирению, а Апостол призывает быть мужественным. Здесь нет никакого идейного противоречия: на самом деле быть смиренным в современном мире значит иметь достаточно мужества и стойкости, чтобы не быть «как все» в хорошем значении этого выражения. Сам факт соблюдения поста может вызвать непонимание окружающих, где-то даже упреки и насмешки. К этому нужно быть готовым, и переносить это в «…вере, великодушии и терпении», как Апостол Тимофей, который уже имел опыт терпения гонений за веру (2 Тим. 3:10–11). Всем же христианам Первоверховный напоминает о том, что у каждого свой путь: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12–13). Для верующего главное, по Апостолу Павлу,— держаться истинного учения, а для этого крайне важно упражняться в чтении Священного Писания — Святой Библии. На предстоящий Пост нужно настроить себя на чтение Ветхого и Нового Завета, особенно первого, о чем говорит Первоверховный Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Святой Тимофей никак не мог читать Новый Завет, он мог знать только те священные писания, которые известны нам как Ветхий Завет. Как Великий Пост — это приготовление к Распятому и Воскресшему Христу, так и Ветхий Завет имеет тот же смысл. Поэтому так важно его читать и изучать постоянно. Поэтому в будние дни Великого Поста на Церковных службах читается исключительно Ветхий Завет.

В Неделю о блудном сыне, когда Церковь напоминает верующим о покаянии через одноименную Евангельскую притчу, за Литургией читаются золотые слова Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:12–13). Вкупе с Евангельским образом блудного сына Апостольское чтение предостерегает от страсти блуда. Само понятие этого греха—это не только то первое, с чем связано это слово, не только искажение отношений между полами. Блуд—это также все то, что можно отнести к безбожию и его проявлениям, иными словами—это такое поведение человека, для которого как будто нет Бога, нет нравственного авторитета, а значит, все позволено. Мы это можем наблюдать на примере культуры постмодернизма, проявляющейся в произведениях современного искусства, музыкального, телевизионного и кинематографического творчества. Все мне позволительно, но не все полезно—значит не злоупотреблять христианской свободой, позволительно то, что делает человека властелином над своими потребностями, а не рабом собственных страстей. Позволительно то, что не причиняет телесного или духовного вреда другому. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19)—восклицает Святой Павел. Святитель Иоанн Златоуст понимал эти слова так, чтобы христиане даже в душе не помышляли ничего порочного. Бог сотворил наши тела, они Божии. Когда через грех мы отпали от Бога, Он вторично приобрел нас Себе ценой крови Своего Сына. «Вы, пишет Святитель, бесчестите не свое тело, потому что это тело не ваше, а Христово… Ты не имеешь власти над плотью на удовлетворение порочных желаний, а только на исполнение заповедей Божиих».

Напоминанию о грядущем Страшном Суде посвящена третья приготовительная Неделя, и Церковь возвещает верующим Христово свидетельство о Божественном судопроизводстве, его главном принципе и неоспоримых его результатах — страшных для одних и радостных для других. Апостол же напоминает о том, что люди в большинстве своем считают главным в Великом Посте — отношение к пище. Великий Пост—это время покаяния, вместе с тем Пост — время воздержания. Внешнее выражение Поста—воздержание от некоторой пищи, при этом многие люди обращают на это все свое внимание, будто бы Пост в том и заключается, чтобы не есть непозволенное. Одни чрезмерно скорбят о нарушении поста в пище, но не обращают внимания на гораздо более серьезные личные грехи. Другие к воздержанию от скоромной пищи относятся легкомысленно, ссылаясь на то, что Господь даровал христианам свободу. К тем и другим обращены слова Апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8–9). Одни из нас—давно в вере, крепки телом и духом, сильны знанием о христианской свободе и не смущаются, если где-то приходится нарушать пост. Но среди нас много таких, кто еще неопытен в делах веры и христианского благочестия, идеализирует Церковь и верных Ее чад; таких, для которых соблюдающий пост человек сродни великому подвижнику. Для таких немощных увидеть христианина, нарушающего пост,— горькое разочарование, которым не преминет воспользоваться враг рода человеческого диавол, чтобы увести таковых от Церкви и Бога навсегда, чем обречь их на погибель. Поэтому Апостол призывает быть внимательными, чтобы своим небрежением не соблазнить окружающих.

Накануне первого дня Великого Поста Церковь вспоминает об изгнании Адама и Евы из райского сада и призывает начать постный подвиг с прощения ближних, чтобы через это заслужить Божественное прощение для самих себя. Уже в следующий после этого Прощеного Воскресения понедельник верующие приступят к строгому воздержанию, и Святой Павел в преддверие Поста предупреждает: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). Буквально — «Бог взял его к Себе». В самой пище для христианина нет ничего такого, чтобы считать ее скверной и мешающей войти в Царство Небесное. Вход в него — через праведность, любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, доброту, то есть через явления высшего, духовного порядка. И едящего и не едящего одинаково принимает Бог, говорит Апостол. Богу лучше известны достоинства и недостатки человека, и если Он принимает его таким, то христианину и подавно не к лицу осуждать того или иного за пищу. Бог принял его или Бог взял его к Себе—значит принял в Свою Церковь, и не нам рассуждать о том, есть ли место в Церкви для непостящихся. Апостол Павел призывает нас не осуждать других, если тебе кажется, что они грешат. Кто знает, может тот, кто, по нашему мнению, страшный грешник, в своем уединении со слезами просит Бога о прощении, и Бог прощает его. Кто мы тогда, если не прощаем тех, кого уже простил Сам Всевышний? Нужно соблюдать это равновесие в Церковной среде: мы составляем не Церковь безгрешных, но Церковь кающихся грешников, кто-то более, кто-то менее грешен, о чем знает только Бог.

Подведем итог тому, как нам провести предстоящий Великий Пост в согласии с Апостольским учением, предложенным Церковью в приготовительные недели. Во-первых, быть твердым в своем намерении соблюсти Великий Пост от начала и до конца, не сбиваясь с избранного пути под влиянием обстоятельств жизни. Для этого постоянно, ежедневно укреплять себя чтением Священного Писания и стараться посещать Божественные службы в Церкви как Воскресные, так и в будние дни, слушая Библейские слова. Во-вторых, отгонять от себя блудные, богохульные мысли, держаться подальше от источников, могущих привести к их появлению: чревоугодия, чрезмерного сна, лени, просмотра телевизора и содержимого Интернета. В‑третьих, быть бдительными, чтобы не стать соблазном ближним и дальним, чтобы наше поведение в дни Поста не оскорбляло в сторонних глазах наше высокое звание христианина и не давало повода к осуждению и насмешкам. Наконец, в‑четвертых—научиться быть снисходительными к немощам ближних и, поскольку сами подсудны за грехи, беречься от осуждения и великодушно прощать, ожидая подобной милости от Бога Всевышнего.

Да поможет нам всем Господь!

Благочинный Дятьковского церковного округа иерей Павел Корнеев