Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Периодика > Публикации > Святая Троица в Ветхом Завете: намеки, догадки и подобия.

Публикации

30 мая 2023 г.

Святая Троица в Ветхом Завете: намеки, догадки и подобия.

Православное вероисповедание немыслимо без веры в троичность Бога. Вера во Святую Живоначальную Троицу – существенная основа Православия. Откуда и когда человечество узнало, что Бог не просто один, но един в Трех Лицах?

Все, что мы объективно можем узнать о Всевышнем, - это то, что Он Сам открыл нам о Себе. Непостижимый и Незримый Творец вселенной изволил сохранить неложное свидетельство о Себе в Священном Писании.

Однако понятия «Троица» в Библии нет ни в Новом, ни тем более в Ветхом Завете. Оно появилось в христианской среде примерно во II веке от Рождества Христова и обозначило одним этим словом все свидетельства Священного Писания, которые прикровенно или более-менее явно указывали на то, что Бог безусловно один по существу, но троичен в Лицах.

Ветхий Завет эту тему не развивает, но действует осторожно, как бы по касательной, туманными намеками в словах и образах; он, может, и желал бы сказать, что Бог есть Троица, но ветхозаветный человек не вместил бы этой истины. Не был готов. Поэтому явные свидетельства о троичности Божества появляются только в Новом Завете.

Самая первая строчка в тексте Библии из Книги Бытия – уже тонкий намек на множественность Лиц. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). В русском тексте этого не видно, но в еврейском – изначальном языке Ветхого Завета - имя Божие содержит в себе понятие множества. Дело в том, что переведенное на русский слово «Бог» (Элохим) в иврите имеет форму множественного числа (окончание -им, основа – Эл или Элах), однако воспринимается единственным числом, так сложилось. В русском языке приблизительное подобие этому грамматическому явлению есть. Например, слово «весы» (как устройство): мы видим слово в форме множественного числа, однако называем этим словом одно устройство. Таким образом, богословы и ученые видят в этом явлении намек на множественность Лиц в Божестве.

Если упомянутое слово у кого-то может и вызвать сомнение в своем указании на множественность, следующая фраза в той же главе Книги Бытия эти сомнения развеивает: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт 1:26). Слово «сотворим» как в русском, так и в еврейском источнике указывают на множественность действующих Божественных Лиц.

Кстати, «сотворим» применено только по отношению к человеку, ни к какому другому творению не употреблено слово «сотворим». Связь слова «человека» (единственное число) и сочетания «да владычествуют они» (множественное число) смущать не должно, так как слово «Адам» (человек) обозначает еще и «человечество», то есть множество. Но это отдельные темы разговора.

К сказанному выше относятся и слова Господа, подводящие итог Адамову грехопадению: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт 3:22). Здесь, в местоимении «Нас» мы видим Божественное свидетельство о множественности Лиц.

____________________

Намеки (на множественность Лиц) в словах мы встретим в истории Вавилонского столпотворения (Быт 11:7), гибели Содома и Гоморры (Быт 19:24. Здесь внимательный читатель заметит намек в выражении про огонь, который пролил Господь от Господа).

И намек, и поясняющий его образ из Книги Бытия знает каждый православный (и не только, наверное) христианин. Это событие явления Аврааму трех Путников у дубравы Мамре (Быт 18). Это событие, преисполненное поистине глубокого смысла и великого значения, великолепно изобразил Преподобный Андрей Рублев на иконе «Троица». Святые отцы Церкви усматривают в этом явлении Аврааму указание не просто на множественность, но именно на троичность Лиц Божества. Согласимся с тем, что множественность - это необязательно троичность.

Почему это были не просто Путники (или «мужи», как в тексте Писания)? Потому что описание этого явления предваряется словами «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного» (Быт 18:1). И сразу после этого вступления – явление трех мужей, которых видит Авраам, именно трех видит, выбегает им навстречу и кланяется им до земли (заметим, Аврааму уже почти 100 лет к тому времени!). Может, это обычное восточное гостеприимство? Но разве всякому незнакомому гостю говорят: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего» (Быт 18:3-5)? При всем богатстве традиционной хвалительной и приветственной лексики Востока, согласитесь, что для простых гостей это слишком много. Значит, то были не просто гости. Но даже не это обращает на себя внимание так, как то, что Авраам, видя трех, обращается к ним как к Одному – вот что главное в этом сюжете. Как Авраам увидел Одного в Трех, при этом видя не слитный образ, а Каждого в отдельности? Ответ один – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). Это есть созерцание – явление духовного порядка, с которым знакомы православные подвижники и аскеты. Богословы видят в этом событии явление Святой Троицы, и они правы. Впрочем, Святые отцы Церкви не все с этим согласны: некоторые (Блаженный Иероним, например) думают, что это было явление Сына Божия в сопровождении двух Ангелов. Но, как бы то ни было, в нашей традиции все же довлеет мнение первое, а именно – в явлении трех Путников видеть образ Троицы.

Толкователи видят намек на троичность Бога в словах ветхозаветного священнического благословения: «…так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! [1] Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! [2] Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! [3] (Чис 6:23-26). Толкователи обычно соотносят эти слова так: «сохранит» - обращение к Богу Отцу, «помилует» - к Богу Сыну, как к Искупителю, «даст тебе мир» - к Духу Святому, как Подателю душевного мира и благодатных даров.

_____________________

Все процитированное ранее из Пятикнижия относится к самому раннему свидетельству, которое записал Пророк и Боговидец Моисей. Знал ли он о троичности Бога, с Которым он общался теснее, чем кто-либо другой в Ветхом Завете? Здесь мы входим в область предположений, конечно. Наверняка, думается, знал или, может, догадывался. Но почему же не стал прямо свидетельствовать об этом? Ответ прост: народ, который он вел, был «жестоковыйный», как говорил Сам Господь (Исх 32:9; 33:3, 5). Жестоковыйный – значит непослушный, непокорный, своевольный. Для него была дана заповедь «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20:2-3), которую этот народ нарушил почти сразу же, у того места, где она была дана, и сотворил себе идола (Исх 32:1-8). Как такому человечеству объяснить единое Существо в Трех Лицах? Они сделают себе трех богов. Израиль не смущался поклоняться идолам, зная Истинного Бога. Не готов был древний человек к подобным откровениям, вот почему, кажется, откровение о троичности Божества не было дано изначально явно.

Святой Моисей и прочие пророки – суть чрезвычайные вестники воли Божией. Они входили в тесное общение с Богом, видели высшие сферы бытия, что с трудом могли описать (например, Исаия и Иезекииль). Но и у них свидетельства о троичности Бога выражено неявно, но в намеках и образах.

Например, в Ангельском славословии, чему свидетель – Пророк Исаия: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3). Тот же Пророк передал слова Самого Господа «Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями» (Ис 43:14), где богословы в словах «Господь», «Искупитель» и «Святый» усматривают указания на Лица Святой Троицы.

Тот же Пророк, описывая свойства ожидаемого Мессии-Эммануила-Христа, среди прочего он называет Его так: «…Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис 9:6). Здесь на первый взгляд не видно никакого указания на Святую Троицу. В еврейском тексте тоже не видно. Но в греческом тексте 70-ти толковников (Септуагинта) и в нашем церковно-славянском вместо слова «Советник» записано выражение «Ангел (Вестник) Великого Совета». Собственно говоря, это выражение есть истолкование слова «Советник». В самом деле, как его понять, что за Советник? Но из греко-славянского текста видно, что ожидаемый (Пророком) Эммануил-Христос – есть Участник Великого Совета Пресвятой Троицы («Совет Превечный»), что отсылает нас вновь к образу Преподобного Андрея Рублева. Что изображено там? Вечность. На иконе нет теней: образ взят из Библейского сюжета, но смысл заложен иной. Как выглядят Ангелы? Беседующими друг с другом. О чем? О том, как спасти человечество: центральный Ангел указывает на агнца посреди стола (образ жертвы) и обращается к Сидящему от Него справа (Сыну), и мы видим в Лице Сидящего справа покорность воле Отца. Православное вероучение гласит: Бог Всевышний от вечности определил спасти падший род человеческий от вечной гибели через воплощение, страдания, смерть и воскресение Сына Своего, Сына человеческого.

И вновь вспомним великого Исаию с его пророчеством о Помазаннике (Мессии) в 61-й главе его Книги. Это место (Ис 61:1-2) читал Сам Господь Иисус Христос в назаретской синагоге (Лк 4:16-19) о Самом Себе «И все засвидетельствовали Ему это» (Лк 4:22). Причем здесь свидетельство о Святой Троице? Ответ в словах «Дух Господа Бога на Мне…» (Ис 61:1). Толкователи говорят, что в этих словах видно действие всех трех Лиц Живоначальной Троицы: Бог Отец посылает Духа, Сын Божий принимает Его и Сам Дух Святой, как ниспосылаемый на Сына.

Поистине не зря Блаженный Иероним Стридонский во введении в Книгу Исаии в своем переводе на латинский язык (Vulgata)сказал, что Исаию прилично называть «ветхозаветным Евангелистом»!

Существует довольно распространенное изображение Святой Троицы, где присутствует Бог Отец в виде старца (росписи храмов, иконы). Это так называемая «Новозаветная Троица». Этот образ нельзя назвать каноничным (при Патриархе Никоне был категорический запрет на подобные изображения, потом, впрочем, эта практика возобновилась и продолжается по сей день), поскольку Бога не видел никто (1 Ин 4:12). Повод к этому изображению был взят из Книги Пророка Даниила, где Святой Даниил говорит о своем видении Некоего «Ветхого днями» (Дан 7:9, 13-14). Некоторые Святые Отцы считают, что он видел Бога Отца (Свт. Кирилл Александрийский, например). Другие, что Бога Сына (Преп. Ефрем Сирин). Выражение «Ветхий днями» (или «Древний днями», как буквально с иврита) вряд ли равнозначно понятию «старец» или «старик». «Ветхий днями» стоит понимать как указание на Его вечность. А образ Его как Человека все равно отсылает нас к Личности Сына, потому что «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин 14:9). Впрочем, в Книге Даниила Пророк обращает внимание не столько на Личность Виденного им, сколько на то, что Он творил, а именно – суд. Но это уже совершенно другая история.

Вот, наверное, и все, чем можно увязать Ветхозаветное Откровение с понятием о Святой Троице. А заметили ли вы, любезные читатели, что все эти Ветхозаветные намеки и образы мы рассматривали с точки зрения Нового Завета? Ветхозаветный, или, как выразился Апостол Павел, «ветхий» человек (Рим 6:6) наши рассуждения не понял бы, это в лучшем случае. В худшем – побил бы камнями за проповедь «многобожия». Мы сами суть чада Нового Завета, и иначе не можем рассматривать это все. Так и должно быть. Потому что, во-первых, Священное Писание Ветхого и Нового Завета едино и одно без другого будет непонятно. Во-вторых, действительно, «Бога не видел никто никогда», но мы с вами живем в другое время, когда «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). Поэтому для нас Святая Троица – Живая Реальность, устремление наших веры, надежды и любви. Вот и добродетелей главных тоже три. Мы – счастливые люди. Будем же за это всегда благодарны Господу Богу нашему, в Троице славимому!

Благочинный Дятьковского церковного округа

иерей Павел Корнеев