«Великий пост – это послушание Богу»
Для православных христиан 19 февраля начался Великий пост – самый продолжительный и один из самых строгих постов, установленных Церковью. Великий пост продлится до 7 апреля, а 8 апреля будет праздноваться величайшее торжество – Пасха Господня. О значении Великого поста, о смысле постного подвига, о боязни поститься, о детском посте, и о том, почему пост – это радость, - наше интервью с клириком Брянского Петропавловского женского монастыря иереем Михаилом Макухиным.
Подражание Христу
- Отец Михаил, в честь какого события установлен Великий пост?
- Великий 40-дневный пост установлен в воспоминание о том, как наш Спаситель Иисус Христос перед своим выходом на общественное служение постился в пустыне 40 дней, ничего не вкушая. Великий пост - это послушание Господу, так как первый человек Адам нарушил заповедь о посте, и тем самым отступил от Бога. Господь сказал Адаму, что он может вкушать от всех плодов, которые были в раю, кроме одного дерева, названного Им древом познания добра и зла. Через нарушение поста в мир вошла смерть, человек стал смертен, и мы, как потомки Адама, теперь желаем наследовать жизнь вечную. Собственно, поэтому и Христос предваряет свой выход на проповедь постом, и делает это в знак послушания Отцу Своему. И мы также совершаем Великий пост как послушание Богу. Если отбросить эту составляющую, то есть ли мы станем поститься без осознания того, что это наше приношение Богу, то это будет просто диета, наше упражнение в чем-то, но не будет делом богоугодным. Поэтому первое, что мы должны помнить: пост – это делание во славу Божию, это послушание, которое мы исполняем Христа ради. Но ни в коем случае ни ради того, чтобы нам похудеть, и ни ради того, чтобы нам в своих глазах выглядеть лучше.
Молитва и милосердие
- Что важно успеть сделать в пост?
- Важнее всего, чтобы послушание Богу мы выполнили максимально. Имеется в виду две составляющие поста: телесная и духовная. Зачастую люди помнят только о телесной - воздержании в пище, но это даже не половина поста, потому что мы еще должны сотворить милость и в этом Богу уподобиться. Накануне поста читалось Евангелие о Страшном суде, где Господь вменил в вину людям их немилосердие, то, что они не посетили больного, не побыли у заключенного в темнице, не напоили жаждущего, не одели нагого… Поэтому во время поста нам надо постараться делать добрые дела. Но, конечно, совершать их нужно не только постом, просто постом мы лишний раз мотивируем себя к этому, и на протяжении всего оставшегося года так делаем. Но есть еще и духовная составляющая поста – это молитва. И молитва прежде всего совершается в храмах, где проходят особые великопостные богослужения. На первой неделе читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Каждое воскресенье посвящено тому или иному святому, или тому или иному событию. На третьей неделе выносится Крест для поклонения в знак поддержания людей и наставления. Мы поклоняемся Кресту, памятуя, что Христос был распят за нас, а потом воскрес для того, чтобы и мы воскресли. Мы постимся, потому что тоже хотим воскреснуть. Так вот постепенно богослужения подводят нас к празднику Пасхи Господней, к Воскресению Христову. На пятой неделе Великого поста, преподобной Марии Египетской, мы вспоминаем людей, которые особо потрудились в покаянии, которые изменили свою жизнь, чтобы мы могли на их примере убедиться, что все возможно. Даже возможна перемена людей, живущих крайне нечестиво, к совершенно иной жизни. Пост и подвижничество дают свои плоды и обращают человека к Богу. Каждый должен понимать, что мы своим постом сами не можем спасти себя. Нас спасает Господь. Но когда мы постимся, когда мы молимся, мы взываем к Богу, призывая Его, чтобы Он нас спас, мы показываем, что нуждаемся в Господе. Ведь Бог не спасает насильно, он спасает нас только по нашей воле. Если мы желаем спасаться, то Он нас спасет. Если мы этого не желаем, если у нас все хорошо, мы прекрасно живем, и нас в этой жизни все устраивает, то, конечно, Господь спасать нас не будет. Но Он напомнит нам о том, что в нашей жизни совсем не так все хорошо, как нам кажется. А напоминает Он нам скорбями и болезнями. Чем дальше человек уходит от Бога, тем сильнее скорбь его может постигнуть.
«Основа поста – не гордыня, а смирение»
- Бывает же и такое, когда человек поститься и доволен собой, что у него это хорошо получается.
- Основа поста – не гордыня, а смирение. Мы, наоборот, стараемся исполнить послушание, не показать, какой я хороший. Во время поста Господь нам дает шанс потрудиться во славу Божию, и этот шанс мы должны использовать. Но ни в коем случае не превозноситься от того, что мы попостились и у нас все получилось. Надо понимать, что мы попостились с Божией помощью, по нашей просьбе Господь нам что-то даровал. И поэтому мы должны не к себе относить наш успех, а к Богу, и Его за это благодарить.
- У каждого своя мера поста. И один человек, глядя на другого, может позавидовать, вон он так может, а я не могу. Как быть в этом случае?
- Бог всем все дает, и надо просить у Бога и сил, и терпения, и здравия. Господь не даст, если человек просит для себя, чтобы укрепилась моя гордыня. Господь даст, когда мы просим: «Господи, дай Тебе послужить и Тебе угодить», вот для этого мы и получим силы. Мы не должны зацикливаться на себе. Отчего возникает зависть, злоба, гнев? От того, что мы на себе замкнуты. А пост как раз на том и построен, что мы должны послужить не себе, а Богу и ближнему. Богу мы послужили молитвой, а ближнему милосердием.
Боязнь поста – малодушие
- Нередко приходилось слышать мнение, что пост вреден для здоровья…
- Вы знаете, люди страшатся того, чего страшиться не надо. Здравое воздержание никому еще не навредило. Даже больной человек тоже должен воздерживаться. Он, допустим, не может какую-то пищу вкушать, земные поклоны делать, может и стоять то уже не может, и тем не менее он может вполне поститься, воздерживаясь в других вещах. Мы же воздерживаем не только свои телесные, но и душевные, и умственные желания. Воздержание в пище – это самое простое. Тем более для человека здорового. У нас люди строгие диеты соблюдают, вегетарианство принимают, до того доходят, что вообще ничего не едят. В фитнесс-клубах, спортзалах такие тяжести поднимают, такие труды несут, и потом испугались какого-то поста. Это о чем говорит?! О том, что не пост тяжелый, а люди замкнуты на внешнем, а не на внутреннем, и страх, который возникает, свидетельствует о малодушии. Христианин, встречающий препятствие в своей жизни, не должен унывать. Он обращается к Богу: «Господи, дай мне силы», и преодолевает. Так и наши предки не боялись испытаний, и всегда их преодолевали. Поэтому у нас такое огромное государство - наше великое достояние.
- Каков же настоящий пост?
- Настоящий пост тот, который не виден. Когда я в спортзале накачал мышцы, вышел и мне все позавидовали, это заметно. А пост твой никто не видит, казалось бы, в нем нет прямой пользы. Ведь как должен поститься человек? Евангелие говорит нам: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показать людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16). То есть не посыпать голову пеплом, не выглядеть перед другими людьми постящимся, наоборот, быть радостным. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-18). Пост – это не диета, когда мы вычеркиваем Бога. Если мы трудимся Богу, то от Бога и получаем воздаяние. А силы, думаю, у людей есть.
Воздержание в пище
- Что нельзя вкушать Великим постом?
- Мера поста проговорена в церковном уставе. Мы не вкушаем животную пищу, мясо, молоко, яйца, рыбу. Растительное масло вкушается только в субботу и воскресенье. Рыбу этим постом мы едим только один раз – на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Разрешается еще на Благовещение Пресвятой Богородицы, но в этом году праздник попадает на Великую Субботу, поэтому пост сохраняется, то есть рыбу вкушать не положено. Также в день Воскрешения праведного Лазаря – 31 марта - разрешается рыбная икра.
- Обязательно ли соблюдать пост по строгим церковным предписаниям?
- Если человек здоров, то почему бы и нет. Богу надо стараться как можно больше и лучше поработать. Потому что у Бога воздаяние большое. Чем больше мы потрудимся, тем больше будет нам награда. Господь говорит, что Он воздаст кому в 30, кому в 60 раз, кому во 100 крат. То есть Бог – самый надежный банк с самыми большими процентами. И человек, вкладывая туда, получит гораздо больше. На самом деле трудиться Богу можно всю свою жизнь. И Великий Пост – особое напоминание нам об этом. В Священном Писании говорится, что возлюбившему Бога, многое простится. «А кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 8:47). Почему человек боится поста? Потому что у него нет еще той любви к Богу, нет понимания, что мы Богу трудимся. Есть мнение, что пост - это церковное установление, это священники придумали, это людское. Но если мы так рассуждаем, то это не пост. Основание поста есть в Священном Писании. Более того, без поста человек не может спастись.
Почему пост – это радость?
- Вы говорите, что пост – это радость. А какая же это радость, если нужно плакать о своих грехах?
- Мы, конечно, оплакиваем свой грех, но и понимаем, что нам этот грех прощается и от этого у нас радость, спокойствие появляется. Отчего человек бывает зол, отчего у нас храмы рушили, отчего у нас людей убивали, столько крови пролили?! Оттого что люди не исповедовались в своих грехах, не получали оставление своих грехов, они озлоблялись, и совесть их обличала. Никто человеку не запрещает прийти в храм и получить прощение своих грехов. Но человек почему-то не приходит, чтобы покаяться, а начинает других обвинять, осуждать, озлобленно нападать на них вплоть до убийства, мы это в нашей истории уже проходили. Да и сейчас видим, что происходит. То есть злоба происходит от того, что человек неправильно расценивает призыв обличающей его совести, и он озлобляется на Божий призыв и на окружающих его людей. Человек, который обращен к Богу, который в своих грехах кается, и, получая от Господа прощение грехов, конечно, получает и радость, и предвкушение жизни вечной, предвкушение благого воздания от Бога. Ведь любой грешник понимает какое ему будет воздаяние. Если же мы ничего не принесли Богу, веры своей не проявили, Бога не попросили о том, чтобы Он простил нас, то как оправдаемся?! Что еще может нас мотивировать поститься? Мы ведь сейчас видим, как старые и молодые умирают. Ведь этот пост, который нам Господь дает, может быть нашим последним призывом. Страшное событие, произошедшее в Кизляре, Дагестане, когда люди в Прощеное воскресенье пришли в храм, и тут же их Господь призвал... Никто этого не ожидал. И много у нас есть других случаев. Поэтому мы должны помнить о смерти и стараться как можно лучше потрудиться Богу.
Детский пост
- Нужно ли детей приучать к посту, и каким образом это делать?
- Личным примером. Если в семье будут поститься родители, то будут поститься и дети. Надо, конечно, им объяснять, чего ради они постятся. Но если дети увидят постящихся родителей, то они это будут воспринимать естественно. А когда один родитель постится, другой не постится, то, конечно, ребенку очень трудно объяснить, что такое пост.
- В чем заключается постный подвиг для детей?
- До семи лет дети не должны поститься. Ограничение в посте касается и для беременных женщин, и для больных людей, и для военных тоже. Для ребенка Великий пост должен заключаться в воздержании от развлекательных программ, от компьютерных игр, от просмотров неполезных мультфильмов. Полностью запрещать это совсем не нужно, но ограничивать надо, и обязательно объяснять почему так. Но отсутствие развлечений нужно чем-то заменить. А чем-то – это участие родителей и любовь, на это откликается всякий человек, ребенок особенно. Ведь одна из причин привязанности ребенка к компьютеру, к телевизору, - это неучастие пап и мам в жизни детей. Родителям удобно: посадили ребенка, и он смотрит мультфильмы или играется, и никому не мешает. А участие родителей - это тяжелый труд, но без этого ничего хорошего мы не достигнем. И надо помнить, что этот труд во славу Божию, поэтому мы должны стараться к нему прибегать и не лениться. Но надо и в храм ходить и детей туда приводить. В воскресные, праздничные дни и дни, когда особые события совершаются. К примеру, читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Есть возможность, придите с ребенком. Также дома почитайте духовную литературу, Евангелие. Издано много хорошей православной детской литературы. Есть и театральные постановки, заставляющие человека задуматься о смысле жизни.
«Я же хороший, в чем мне каяться?!»
- Отец Михаил, чтобы вы пожелали всем тем, кто решился соблюдать пост.
- Каждый пост для человека – это некое открытие, новая ступенька в нашей духовной лестнице. И если мы действительно по ней поднимаемся, то для себя что-нибудь новое открываем. Как говорил псалмопевец Давид: «Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и» (Пс. 33:15), то есть получишь мир. Но первое, что мы должны – это уклониться от зла, а потом сотворить благо. Вот в пост мы должны научиться уклоняться от зла. Причем не от того, которое снаружи прилетает, хотя от него тоже надо, чтобы к нам оно не прилипло. Но очень важно уклониться от внутреннего зла, которое у нас возникает изнутри и которому мы не должны следовать. Самый большой шаг к покаянию человек делает тогда, когда осознает, что он сам является источником зла. Если же я хороший, а все вокруг плохие, то покаяние невозможно. Я же хороший, в чем мне каяться?! А когда я понимаю, что тоже делаю зло, и от этого зла начинаю уклоняться, то это очень важное открытие. Еще много-много открытий человек сделает во время поста для себя, и внутри себя, и вокруг себя, и в Церкви. Ведь познать для чего нам нужно ходить в храм, для чего молиться, можно только тогда, когда мы начинаем что-то делать, ибо дорогу осилит идущий. И постепенно мы будем вникаем в суть, по крайней мере сможем приблизиться к истине и сделать для себя различные открытия. Потому что познать Бога во всей полноте человеку на земле невозможно. Вдумайтесь в слова святителя Иоанна Златоуста: «Я – отец, - говорит Христос, - Я – брат, Я – жених, Я – дом, Я – кормилец, Я – одежда, Я – корень, Я – основа; все, чтобы ты не пожелал, - Я. Ни в ком не имей нужду. Я же послужу, так как Я пришел, чтобы послужить, а не чтобы Мне служили. Я и друг, и часть, и глава, и брат, и сестра, и мать, все – Я. Только своим Меня считай. Я стал нищим ради тебя, стал странником ради тебя, на Крест взошел ради тебя, в могилу спустился ради тебя, наверху молюсь о тебе Отцу, внизу твоим заступником стал от Отца. Ты мне – все: и брат, и сонаследник, и друг, и частица Меня. Что ты еще хочешь?».
Я желаю вам новых хороших, спасительных открытий этим Великим постом.
Беседовала Елена Ларина
Фото информационно-издательского отдела Брянской епархии