Слово Митрополита Брянского и Севского Александра перед чином прощения в Брянском Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы
Вечером 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Митрополит Брянский и Севский Александр совершил вечерню с чином прощения в Брянском Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы. После отпуста вечерни Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Наступают светлые, покаянные, радостные и многотрудные дни Великого поста. Светлые, потому что мы знаем по себе, когда приносим сокрушенное, искреннее покаяние Богу, то на душе становится светло, радостно, и многие говорят, что после исповеди и причащения Святых Христовых Тайн не шел домой, а летел на крыльях. Но предстоящее поприще поста еще и многотрудное, потому что совершаются долгие строгие богослужения, в основном чтение и немного пения. Но если наше окамененное нечувствие, сердце уже ничего не воспринимает духовного, то это первый признак душевной болезни. Поэтому нам надо просить Бога, чтобы Он смягчил наши сердца и чтобы мы, словно в детстве, воспринимали все чистым сердцем, как это делала Матерь Божия, Которая все, что слышала из уст Своего Сына, слагала в Своем материнском благодатном сердце. Я по себе замечаю, как с годами вот это чувство преследует нас, и священнослужителей, и прихожан, когда мы уже не ощущаем того трепета и страха Божия, входя в храм Божий на совместное богослужение. Это очень неприятный признак, который должен нас настораживать, а главное – подвигнуть к тому, чтобы мы с Божией помощью во дни поста вернули вот это особое состояние умиления и трепета. Иногда слезы сами по себе появляются на глазах, когда мы очень внимательно, сосредоточенно воспринимаем и чтение, и пение церковное, которое настраивает нас на особый молитвенный лад. Как нам не плакать, когда мы слышим слова Великого прокимна: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». Согласитесь, это действительно слова, выворачивающие нас наизнанку. И мы чувствуем состояние и сердца, и души, когда слушаем великопостные песнопения: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», на Страстной седмице «Разделиши ризы Моя себе» и многие другие, которые должны обновлять нашего внутреннего человека. Мы должны откликаться и на слова, слышимые нами из уст священнослужителей: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс.68, 33). Вот это духовное притупление души должно пройти, если мы с Божией помощью постараемся с первых дней Великого поста быть внимательными, сосредоточенными внутренне, внимать всему, что слышим из чтения и пения церковного.
Вы знаете, что без взаимного прощения и примирения, конечно, у нас с вами не получится достойно пройти великопостное поприще. Знаем, что нам мешает – наше самолюбие, злопамятство, которое мы позволяем себе годами хранить в своем сердце, хранить то, что кто-то нанес нам раны неосторожным словом или недостойным поступком, и мы лелеем это чувство злопамятства, которое нам мешает, наконец, прийти в себя, подойти к этому человеку. А ведь как в жизни бывает, мы можем многих простить, включив дипломатию, то есть формально, неискренне попросить прощения, и человеку покажется, что мы действительно простили, но на самом деле все осталось на своих местах. Поэтому постараемся, дорогие братья и сестры, именно простить того человека, который, как жало в плоть, как ангел сатанин, постоянно перед нашими глазами, но тот проявит благоразумие и явит себя как настоящий христианин, кто первый попросит прощения.
Господь ведь помогает нам во всем, когда мы к нему обращаемся, как дети к отцу, Он никогда не отворачивается от нас, не отдаляется, но Он и ничего не навязывает нам, и вот пост не какое-то принуждение к этому подвигу, пост нужен каждому из нас. Особенно духовный пост, который контролирует наши с вами и взгляды, и слова, и желания, и то, что мы слышим иногда что-то неподобное, вредное, и, чтобы соблюсти духовный пост, конечно, нужен пост и телесный. Потому что цель и смысл поста в том, чтобы дух наш возобладал над плотью, такой капризной, требующей многого, и питания разнообразного, всякого рода развлечений, зрелищ. Ничего не меняется, человек склонен и падок на зрелища и хлеб. Как в Римской империи - хлеба и зрелищ. Люди сидели в амфитеатрах, развлекались, смеялись, что-то вкушали изысканное и равнодушно смотрели на страдания первых мучеников христианства, которых выводили на арену, на которых набрасывались голодные звери, и никого это не приводило в трепет, ни у кого не возникало жалости, сострадания, люди лишь веселились и радовались, как безумные.
Конечно, мы с вами живем не в пустыне и не живем в монастыре, где один устав на всех, одна трапеза. Каждый человек будет приходить на богослужение и потом возвращаться в шумный, суетный город, где продолжится течение обычной светской жизни. Придя домой, надо что-то еще и приготовить, если семья, значит, для нее, и еще много всяких трудностей, когда в семье люди разных воззрений и разного отношения к поступкам. Начинаются неприятности, возникают натянутые отношения между супругами, один верующий, другой неверующий, и, конечно, без благодати и помощи Божией, без тех добродетелей, которые заряжают людей терпением, смирением, без разумной гибкости и уступок нам не пройти это сложное время Великого поста.
Вступая в эти святые дни, я хотел бы у всех вас просить прощения за мои вольные и невольные немощи, грехи, которыми я, возможно, как-то соблазнил вас, или обидел, или огорчил. Я прошу простить меня, насколько позволяет вам наша вера, помолиться обо мне, потому что и мне хочется в радости духовной встретить праздник Светлого Христова Воскресения. Аминь.